Ссылки для упрощенного доступа

Меняются ли к лучшему отношения албанцев и сербов


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Айя Куге.

Андрей Шарый: Миливое Михайлович - сербский журналист из Косова. Перед войной в Приштине он возглавлял Международный правительственный пресс-центр. Сейчас Михайлович работает в комитете по делам печати при правительстве Сербии в Белграде. Вопросы задает ему корреспондент Радио Свобода в столице Сербии Айя Куге.

Айя Куге: Что после провозглашении независимости Косова, в течение этого года, изменилось в жизни косовских сербов?

Миливое Михайлович: Ничего существенно в жизни косовских сербов не изменилось. Они тяжело жили с 1999 года. И поэтому провозглашение в одностороннем порядке независимости Косова ощутимо не отразилось на их жизни. Появились новые основания для тревоги, а ведь в Косове и Метохии и без того неспокойно. Независимость обременила жизнь сербов - они теперь чаще вынуждены обращаться к албанским властям, например для того, чтобы получить лицензию на собственный бизнес. По сути, север Косова и многие анклавы живут совершенно изолированно от Приштины, они полностью привязаны к Сербии.

Айя Куге: Провозглашение независимости Косова не вызвало насилия против косовских сербов, чего они так опасались. Успехом можно считать и то, что сербы не покинули свои дома и не двинулись в направлении Сербии. Каковы перспективы сербов в независимом Косове?

Миливое Михайлович: Эта перспектива зависит от ситуации в области безопасности. А безопасность зависит от властей в Приштине, которые должны ее обеспечить всем гражданам, должны эффективнее и решительнее успокаивать албанских националистов, которые тревожат местное сербское население. Третий фактор - это Сербия, которая должна открыть государственную кассу и помочь сербам остаться жить в Косово, улучшить их экономическую ситуацию. Нужно помочь им создавать малые и средние предприятия, выделять средства из бюджета на программы развития. Это возможно, главный рычаг, задействовав который, можно добиться, чтобы сербы остались в Косово.

Айя Куге: Сербская и албанская община в Косово живут параллельными жизнями. Есть ли у сербов и албанцев общие проблемы?

Миливое Михайлович: Ну, конечно! Как и во время войны, во время тех кровавых событий, так и теперь - лучше всего сотрудничают криминальные элементы и бизнесмены - я их, конечно, в один ряд не ставлю. Есть у сербов и албанцев и общие проблемы, и договоренности. Я считаю, что обычные люди среди сербов и албанцев лояльны друг к другу и что процесс примирения неминуем. Ну не могут албанцы отделить Косово и припарковать его в другом месте, вдали от Сербии! Когда албанцы двинутся по пути европейской интеграции, они не обойдутся без ориентации и на сербов. В экономическом смысле область привязана к Сербии, и поэтому важно как можно скорее добиться здорового примирения. Здоровое примирение - это такая ситуация, когда серьезно расследуются преступления, когда люди в Косово понимают, что у каждого злодеяния есть два имени - имя жертвы и имя преступника. Такой процесс неминуем, и вопрос только в том, начнёт ли его нынешнее поколение косовских сербов и албанцев или придётся подождать, пока появится.

Айя Куге: Считается, что Белград значительно помешал широкому международному признанию Косова независимым государством. Но что Сербия реально ещё может предпринять?

Миливое Михайлович: Я считаю, что кроме дипломатического наступления, которое предпринято с большой помощью России, Сербия должна хорошо подготовиться, чтобы добиться в Международном суде более-менее позитивного, справедливого решения. Сербии нужно подготовить квалифицированную команду адвокатов, которые должны вернуть реквизированное в Косово имущество сербов, Сербии и сербской церкви. Речь идёт о 40 тысяч квартир, 20 тысяч из которых разрушено и разграблено, а 20 тысяч захвачено. Речь идёт о многих фабриках, в которые Сербия десятилетиями вкладывала средства, речь идёт о сельскохозяйственных землях и лесах, по всем документам принадлежащих сербам. Сербия должна быть готова к серьезному судебному процессу, чтобы исправить эту историческую несправедливость, чтобы обеспечить условия для существования 230 тысяч беженцев из Косово. Эти люди должны получить шанс вернуться в Косово, или хотя бы вернуть своё имущество.

Айя Куге: Вы покинули свой родной город Приштину сразу после войны, летом 1999 года. Бываете ли вы там? Сохранились ли у вас контакты с албанскими коллегами и знакомыми?

Миливое Михайлович: В последний раз я был в Приштине два месяца назад. Есть у меня контакты, хотя и не ежедневные, но два-три раза в неделю по телефону я общаюсь со своими албанскими коллегами, с которыми раньше работал вместе. Никогда мы не прерывали сотрудничества, мы профессионалы, которые помогали друг другу и в самые тяжёлые времена. Приштина не так сильно изменилась, но центр города теперь обустроеннее, на улицах много иностранцев, а в окрестностях города много незаконных строек. Теперь в Приштине много людей, которые приехали из других районов Косово, может быть, и из Албании. Ведь прошло уже десять лет и нельзя сказать, что ничего не изменилось.

XS
SM
MD
LG