Ссылки для упрощенного доступа

Георгий Хухашвили: Грузия оказалась вне игры в международной и региональной политике


Георгий Хухашвили, апрель 2009
Георгий Хухашвили, апрель 2009

Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие обозреватель Радио Свобода Андрей Шарый.
Александр Гостев: Очередное обострение внутриполитической ситуации в Грузии радикализировало и тбилисское экспертное сообщество. Все больше и больше политологов опасается расширения уличных беспорядков; многие из них возлагают главную ответственность за происходящее на грузинские власти. Проанализировать ситуацию в Грузии мой коллега Андрей Шарый попросил независимого тбилисского политического и экономического эксперта Георгия Хухашвили.

Андрей Шарый: Можно говорить о том, что страна стоит на грани гражданских беспорядков крупных?

Георгий Хухашвили: Я, вообще-то, надеюсь, что этого не случится. Политики со стороны оппозиции настроены на то, чтобы все развивалось в рамках конституции. К сожалению, власти всячески провоцируют оппозицию на то, чтобы она вышли из рамок конституции, но, слава богу, хватает разума для того, чтобы этого не случилось. Главное то, что цель достигнута, три молодых человека (среди них есть несовершеннолетний) выпущены сегодня утром. И я очень надеюсь, что на некоторое время это даст общественности выпустить пар.

Андрей Шарый: Многие эксперты, которые следят за ситуацией в Тбилиси, говорят о том, что обе стороны придерживаются тактики провокаций, потому что оппозиция заинтересована в широких демонстрациях протеста, может, была бы заинтересована в том, чтобы полиция жестко обошлась с демонстрантами. Вам не кажется?

Георгий Хухашвили: Это политическая тактика. Я все-таки не думаю, что это так, потому что стреляли, по всей видимости, снайперы, которые выборочно стреляли прямо в лидеров оппозиции. То есть прямого контакта между правоохранителями и оппозицией, демонстрантами, практически не было. Так что я бы не сказал, что оппозиция как-то была заинтересована в таком конфликте. Когда малолетний, может быть, даже нарушитель посылает из места предварительного заключения письмо, где он пишет, что ему угрожают, что его будут насиловать полицейские, это Грузия, сами понимаете, здесь говорить о политической тактике уже не приходится, это дело морали, ценностей, на чем стоит эта страна. Это было с самого начала спровоцировано властями, они проявили неспособность к гибким действиям.

Андрей Шарый: Насколько эффективной кажется вам уличная тактика протеста, которой сейчас придерживается оппозиция? Вот попытки блокирования магистралей городских, окружение государственных объектов, демонстрации у телевидения или у административных зданий. Это принесет результаты, как вы считаете?

Георгий Хухашвили: Авторитет власти катастрофически упал в стране. Что касается тактики действий оппозиции, ну, может быть, где-то они делают правильно, где-то ошибаются, но дело не в этом. Если даже властям удастся из-за ошибок оппозиции, к примеру, завести протесты опять на кухни, освободить улицы Грузии, от этого ничего не изменится. Если это случится, этим риски не уменьшаются, а наоборот, они повышаются, потому что если общественность грузинская наконец удостоверится в том, что заставить эти власти идти на какие-то уступки невозможно мирными, конституционными методами, тогда на самом деле может наступить тот этап, которого мы очень боимся.

Андрей Шарый: Период активного противостояния оппозиции и властей сопровождается еще и другими элементами политического кризиса, внешнеполитических проблем для Грузии - начало учений НАТО, против которых возражала Россия, то, что грузинские власти называют попыткой государственного мятежа в отдельном танковом батальоне. Вот эти факторы оказывают, на ваш взгляд, какое-то влияние на механику главного внутриполитического конфликта в Грузии, отношения между властью и оппозицией?

Георгий Хухашвили: В Грузии сейчас не политический кризис, как это оформляется. Да, на самом деле очень серьезный и очень глубокий государственный кризис, который имеет очень много измерений. С нашими властями практически никто не хочет уже серьезно контактировать, обсуждать с ними серьезные темы. Мы практически оказались вне игры в международной политике, в региональной политике. Кроме того, мы проиграли войну. Кроме этого, у нас очень серьезные экономические риски. Как последствие этого, очень серьезные социальные риски. У властей не осталось диапазона маневра для реальных действий и для выполнения своих основных функций. В этом кризисе очень много пластов. Практически не осталось живого места на теле государства Грузия. Власти уже малофункциональны. К сожалению, это будет продолжаться до того, пока не начнутся в стране системные перемены.

Андрей Шарый: Кончится все это досрочной отставкой президента Саакашвили или он не уйдет ни за что?

Георгий Хухашвили: Идет процесс. Мне очень сложно сегодня комментировать, когда и что случится. Но власти, которая не имеет основания в народе, в любом случае придется уйти. Главный вопрос, в какой форме это случится. Я очень надеюсь, что это случится мирными способами. Это произойдет сегодня, завтра, уйдет, не уйдет - это, я думаю, чисто технические вопросы.

XS
SM
MD
LG