Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Данила Гальперович.
Андрей Шарый : Какова международная критика в адрес российских властей в том, что касается прав и свобод человека? Радио Свобода получила эксклюзивное интервью у исполнительного директора международной правозащитной организации Freedom House Дженнифер Винздор.
Дженнифер Винздор : Я не могу говорить за президента Путина. Но, по моему мнению, то, что он пытается выразить этим термином, означает, что он может сам управлять своей политической системой и лично решать - соответствует ли она неким универсальным стандартам. Я думаю, в этом у нас фундаментальные расхождения. Да, каждый народ выбирает свой путь. Но есть общепризнанные основные свободы и права, которые были приняты ООН и обязательны для всех членов ООН. Использование такого аргумента, как суверенитет, это обычно прикрытие для тех лидеров, которые не хотят следовать этим стандартам.
Его действия, риторика показывают, что он не очень обращает внимание на те международные обязательства, которые Россия приняла на себя, подписавшись под Декларацией о правах человека.
Данила Гальперович : Проведение "большой восьмерки" в России. Говорит ли этот факт, что мировые лидеры не слишком обращают внимание на слова правозащитных активистов?
Дженнифер Винздор: Я думаю, что в какой-то мере большие международные мероприятия, проводимые в России, дают возможность россиянам участвовать в обмене идеями и информацией с людьми из других стран. Кроме того, это дает возможность приезжающим в Россию сформировать свой собственный взгляд на то, что сейчас происходит в этой стране. Так что, на самом деле, именно таким путем права человека в России могут попасть, как говорится, в мировую повестку дня.
Данила Гальперович: Как, по-вашему, буду развиваться отношения России и с Запада с учетом того, что Россия сейчас - это крупный поставщик нефти и газа как раз Западу?
Дженнифер Винздор: Я думаю, что тот факт, что Россия мощный экспортер энергоносителей будет означать, что остальные страны будут взаимодействовать с ней. Правда, это никогда не мешало Соединенным Штатам задавать нужные вопросы и поднимать важные темы. Даже в советское время на пике противостояния у нас были и очевидные противоречия, и области сотрудничества. Вопросы прав человека и демократии в России будут иметь место в этих контактах. Такие организации как Freedom House будут настаивать на том, чтобы это упоминалось в переговорах с Россией. Тот факт, что страна производит нефть и газ или не производит их - не снимает с властей обязанности давать людям те права и то уважение, которые они заслужили.
Данила Гальперович: Является ли чеченская проблема по-прежнему важной для США? Если - да, то в какой мере? Или эта тема забыта?
Дженнифер Винздор: Я не думаю, что тема Чечни забыта. Соединенные Штаты, находясь в сложном положении, учитывая угрозу терроризма для нашей страны, старается выдержать баланс между борьбой с терроризмом и соблюдением прав человека. И в России во многом тоже самое. Мы выражали озабоченность по поводу продолжающихся масштабных нарушений прав человека в Чечне и призывали к мирному решению. Возможно, на Западе именно призывов к умиротворению стало меньше, но жизнь, судьба жителей Чечни нас по-прежнему волнует. Мы будем продолжать свои попытку публиковать информацию о том, что происходит в Чечне и вообще на Северном Кавказе, чтобы борьба этих людей за свои права была понятна остальному миру.
Данила Гальперович: В неофициальных беседах сторонники и политики Кремля говорят, что основа этой политики - сделать сначала общество достойно живущих (настоящий средний класс), а уж потом общество свободных. Может такая линия является правильной?
Дженнифер Винздор : Средний класс - это, действительно, важная часть демократической консолидации общества. Но это же чистый патернализм - говорить, что население должно достичь определенного уровня образования или доходов, чтобы заслужить свободу. Я думаю, что для властей это просто отговорка, чтобы укреплять свою власть и не делиться ею с народом. Непонятно, почему нельзя строить процветающую Россию и свободную Россию одновременно!