Ссылки для упрощенного доступа

Четвертый день Московского Международного кинофестиваля


Марина Тимашева, Москва: Отборщики кинофествиаля до его начала грозили общественности очень сильной конкурсной программой. Обещанного три года ждут. Пока сердце может успокоиться только на иранской ленте "Зов земли". Говорит кинокритик Лариса Малюкова:

Лариса Малюкова: По мнению устроителей, они ставили на молодые картины. Но пока я не вижу открытия ни в одной молодой картины, за исключением, может быть, иранской, мне показалась она и чувственной, и эстетически очень выверенной, видимо, это просто в природе иранской культуры. Когда они снимают, как женщина готовит лепешку хлебную, то это превращается в акт искусства, и когда сидят влюбленные девушка и юноша, то это превращается во фреску, вот и все. Что касается европейских картин молодых, то пока это называние симптоматики - вот проблема молодежи, вот проблема наркомании...

Марина Тимашева: В конкурсной программе - еще два фильма, из Финляндии и Бразилии. Вот если бы бразильцы играли в футбол так, как они сняли фильм "Тайная жизнь", то команда никогда не выехала бы за пределы маленького бразильского местечка. Представьте себе нечто вроде "Рабыни Изауры", но со всем некрасивым: мужчинами, женщинами, костюмами и интерьерами, и вы получите сегодняшнюю конкурсную ленту. Самое странное то, что другой фильм режиссера фильма Сюзанны Амарал "Час звезды" был номинантом "Оскара". Правда, случилось это в 1986-м году. Положим, неудачу бразильской ленты можно пытаться объяснить возрастом режиссера ( ей 74 года), но на это не спишешь проблем второй конкурсной ленты - " Ни вздоха, ни смеха". Саара Саарела - режиссер, принадлежит новому поколению финской кинематографии. Стало быть, кино она снимает о молодежи. Использует технику видеоклипа, иногда дробит экран на несколько частей, хорошо монтирует. Героиня ленты сочиняет и рисует комиксы о суперженщине, которая спасает мир от тех, что похитили "кусок озонового слоя". На этом экологическая тематика исчерпана. "Кусок озонового слоя" - просто ничто по сравнению с сексуальными поисками финских юношей и девушек. Иногда складывается впечатление, что у западноевропейской кинематографии не осталось других проблем. И не знаешь, жалеть их или за них радоваться. Смотришь фильм, будто следишь за хаотическим движением бездумных молекул. Вместо реальных проблем - иллюзорные, вместо настоящего кино - суррогат. И некое подобие морали: домашний уют, семейные ценности - вот что спасет человека от одиночества.

Не стоит оценивать по этой работе финскую кинематографию. Во внеконкурсном показе - фильм Аки Каурисмяки "Человек без прошлого", не случайный лауреат спецприза Берлинского жюри. Режиссер берет традиционную завязку ( вроде "Человека без багажа" ), но развивает ее иначе, чем Голливуд. Там, обретая память, человек оказывается или преступником или жертвой мафии. Здесь - простым металлургом. Это история человеческого духа, которая, как праздник, всегда с тобой. Она освещена нежной авторской иронией, которая наполняет смыслом каждый жест скупых на эмоции и вроде бы грубых персонажей. Никаких сюжетных штучек, только движение жизни, данное героям в переживаниях. Можно не помнить прошлого, худо не замечать настоящего - этот вывод легко можно использовать в назидание другим режиссерам.

XS
SM
MD
LG