Ссылки для упрощенного доступа

Беспризорные дети – знак современной России


Программу ведет Владимир Бабурин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Елена Фанайлова.

Владимир Бабурин: В пятницу в Москве состоялась презентация первого номера журнала "Беспризорник". Его редакция считает, что создание учебно-производственных центров и центров социальной педагогики – это главные методы профилактики беспризорности, беды и, к сожалению, знака современной России.

Елена Фанайлова: Галина Зайцева, директор фонда "Мир семьи", который поддерживает выход журнала "Беспризорник", огласила на пресс-конференции некоторые цифры.

Галина Зайцева: У меня есть две цифры, я их услышала на конференции по беспризорности 21-го февраля. Одна цифра была приведена руководителем департамента Министерства труда и социального развития Гордеевой Мариной Владимировной. Она сказала, что на сегодняшний день в России создано 1100 приютов. И две цифры привела руководитель Комитета социальной защиты Владимирской области, она сказала, что у них в области 11 беспризорных детей и пятьсот с лишним детей безнадзорных. В Москве пока таких цифр не приводится. Потому что здесь очень много приезжих, и постоянно одни и те же дети попадают под постоянную статистику, поскольку они не задерживаются в приютах, они уходят снова на улицу, снова попадают под статистику и снова попадают туда. МВД сказали, что им нужно семь миллионов для того, чтобы создать базу по беспризорным детям, пофамильную, с тем, чтобы можно было отслеживать ребятишек и реально посчитать. Но это посчитать только те, кто на улицах. Мы же говорим о том, что есть дети беспризорные, которые пока еще находятся в семьях, которые часто возвращаются домой, но по сути это тоже дети, находящиеся без присмотра.

Елена Фанайлова: Член редколлегии журнала "Беспризорник" Сергей Байкин, президент Фонда реабилитации "Мир семьи" считает, что милицейские преемники и приюты - не решение проблемы.

Сергей Байкин: Для нас очень важно, чтобы те ребята, которые оказались на улице, были нацелены на общественно-полезное, нужное и для них тоже дело. Поэтому я очень надеюсь, что журнал будет способствовать и развитию центров социально-трудовой реабилитации. Сейчас есть хорошие примеры в России, правда, их очень мало, но есть хорошие примеры организации производств, где ребята задействованы на работе, которая предусмотрена Трудовым кодексом. Это отвлечение ребят от недопустимых форм эксплуатации, но привлечение их к общественно-полезному труду. Мы такой опыт видели в центре "Новое поколение" в Санкт-Петербурге, где буквально за несколько месяцев ребята понимают, что попрошайничать и бродяжничать неинтересно, торговать на рынке им не интересно, для них интересно работать на хорошо и эффективно работающих производствах – это слова ребят. Практически все из них говорили, что мы хотим найти хорошую работу, мы хотим иметь своих детей, которых мы можем обеспечить. В центре "Новое поколение" в Санкт-Петербурге есть несколько отделений, производство настольных игр, и маркетинговый отдел этого центра не успевает выполнять заказы. Это настольные игры и кубики. Дети заняты на всех этапах производства, начиная от идеи, ребятами были разработаны игры "Мой любимый город", "Моя будущая профессия – доктор", с очень интересным пособием доврачебной помощи, "Моя семья". Второе подразделение – строительная бригада, которая выполняет заказы государственных муниципальных учреждений и производит ремонты на уровне евроремонтов, и это автомастерская, которая обучает ребят авторемонтному делу.

Елена Фанайлова: Журнал под названием "Беспризорник" выходил в первые годы советской власти, когда педагоги-большевики перевоспитывали малолетних бродяг в трудовых школах личным примером. О психологических проблемах современных беспризорников говорит директор музея имени Макаренко Владимир Морозов.

Владимир Морозов: Если ребенок вне друзей, то все проблемы обостряются. Это ясно, даже медики этот фактор отражают. И он постоянно ищет: ищет друзей среди сверстников, но не только среди сверстников, но и значимых для него взрослых. Не каждый взрослый может стать значимым, но ребенок в поиске. Наша задача, чтобы эта встреча состоялась. Происхождение беспризорничества непосредственно связано со взрослыми. И еще Шацкий в начале века указывал на эту проблему и говорил, что тяжесть жизни, вторгаясь с детства, разрушает его, отсюда все социальные пороки, которые явно встречаются и сегодня в нашей практике – проституция, наркомания, преступность среди подростков. Действительно без решения проблемы взрослых нам не решить проблему беспризорничества. А как это делать? Искать выход из этой ситуации нужно. Я не знаю, кто сегодня этой проблемой по существу глубоко занимается, и какие-то проекты реальные предлагал.

XS
SM
MD
LG