Ссылки для упрощенного доступа

Успехи в борьбе с атипичной пневмонией


Программу ведет Владимир Бабурин. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Андрей Шароградский и Вероника Остринская, и профессор-вирусолог Даниил Голубев.

Владимир Бабурин: Не только крупнейшая швейцарская авиакомпания, но и многие другие мировые авиакомпании переживают серьезные финансовые трудности из-за сокращения объема авиаперевозок. Основные причины - это не только угроза терактов и глобальный экономический спад, но и недавняя эпидемия атипичной пневмонии. Во вторник ВОЗ официально отозвала свою рекомендацию не посещать Пекин из-за угрозы заражения вирусом атипичной пневмонии. Накануне местом, где удалось остановить распространение эпидемии этой неизлечимой болезни, был также объявлен и Гонконг. Рассказывает Андрей Шароградский:

Андрей Шароградский: О том, что Пекин более не является городом, где риск заразиться вирусом острого респираторного синдрома высок, объявил на пресс-конференции глава регионального отделения Всемирной организации здравоохранения Шигеру Оми. Таким образом, вслед за Гонконгом, столица Китайской народной республики, перестала быть местом, не рекомендованным представителями ВОЗ для посещения. По словам Оми, в борьбе с эпидемией этой неизлечимой пока болезни достигнут большой успех, но специалисты ВОЗ будут по-прежнему внимательно следить за ситуацией, чтобы пресечь возможную новую вспышку заболевания.

Пекин попал в "черный список" 23 апреля, только после того, как китайские власти официально признали, что число заболевших атипичной пневмонией гораздо больше, чем сообщалось ранее. В городе были зафиксированы более двух с половиной тысяч случаев заражения – последний почти месяц назад, 29 мая. Умерли около 200 человек.

Во всем же континентальном Китае заболели 5 326 человек, из них 347 - скончались. Это больше, чем в любой другой стране мира.

С конца апреля в Пекине принимались чрезвычайные меры, чтобы ограничить распространение эпидемии. Была резко ограничена возможность перемещаться по стране, отменена неделя выходных в первых числах мая, когда многие навещают своих родственников. Средства массовой информации беспрерывно рассказывали о том, как уберечься от вируса. Временно закрылись многие рестораны, дискотеки и магазины. За бездействие в первые месяцы эпидемии поплатились своим постами мэр Пекина и министр здравоохранения.

Официальный Пекин с большой радостью воспринял решение Всемирной Организации Здравоохранения, но и исполняющий обязанности министра здравоохранения Гао Цян подчеркнул, что причина болезни окончательно не выяснена, и говорить о полном успехе в борьбе с атипичной пневмонией пока рано. Гао Цян выразил надежду, что теперь можно будет стабилизировать экономическое положение в Пекине, и других китайских городах.

Этого же ожидают и в Гонконге, которому последствия эпидемии стоили миллиарды долларов - в первую очередь, из-за сокращения потока туристов и резкого снижения экспорта продукции, производимой гонконгскими предприятиями. Отдел по делам туризма Гонконга выделил более 50 миллионов долларов на рекламную компанию по привлечению туристов, авиакомпании планируют снизить на несколько месяцев цены на билеты, но все рейсы, которые были отменены из-за атипичной пневмонии, будут возобновлены не раньше сентября.

Таким образом, в списке мест, не рекомендованных ВОЗ для посещения из-за угрозы заражения атипичной пневмонией, остались только Тайвань и канадский город Торонто. В Торонто мае было объявлено о победе над эпидемией, но уже через 12 дней были зафиксированы новые случаи заражения вирусом острого респираторного синдрома.

Тайваньские же власти, где последний раз заражение было отмечено 15 июня, уже на этой неделе намерены обратиться в ВОЗ с просьбой исключить остров из "черного списка". Кстати, тайваньские бизнесмены, разводящие виверр - диких животных, похожих на кошек, намерены подать в суд на исследователей гонконгского университета, выступивших с заявлением о том, что вирус атипичной пневмонии передался человеку через мясо виверр, которое считается у китайцев, особенно живущих в Гонконге, деликатесом. После этого заявления несколько десятков тысяч виверр были уничтожены, почти до нуля упал экспорт их мяса. Бизнесмены, понесшие огромные убытки собираются потребовать от университета компенсацию в размере 10 миллионов долларов. Ученые же не намерены отказываться от результатов своих исследований, и считают, что эти результаты были опубликованы во благо общественных интересов.

Владимир Бабурин: Тему продолжит профессор вирусологии Даниил Голубев. Вопросы ему задавала Вероника Остринская.

Вероника Остринская: Даниил Борисович, итак, исходя из данных ВОЗ, можно ли сказать, что эпидемия атипичной пневмонии если не побеждена, то взята под контроль?

Даниил Голубев: Да, безусловно. Если считать, что 20 дней - это тот максимальный, или, скажем, оптимальный период отсутствия заболеваемости, он равен двум инкубационным периодам. По этому критерию целый ряд городов, перечисленных в нашей передаче географических районов выведен из-под эпидемического статуса, и это, безусловно, огромный шаг вперед в деле обуздания практически неизвестного ранее инфекционного заболевания, но полностью, так сказать, умывать руки и считать, что все кончено, нельзя, в одном Пекине остаются в больницах еще 43 человека. Это ничтожно мало по сравнению с мартом и апрелем, когда ежедневно заболевало 150 человек, это люди, находящиеся на долечивании, но опыт Гонконга показывает, что не исключены случаи рецидива заболевания у перенесших уже инфекционную форму, уже у выздоровевших. И это то белое пятно в патогенезе заболевания, которое пока не раскрыто до конца. Если природу заболевания, то, что эта инфекция вызвана короновирусом, очень близким к тому, который выделяется от этих животных, виверр, это можно считать доказанным, утвержденным, то патогенез заболевания, механизм его развития, механизм очищения организма от вируса, сроки этого очищения, возможность рецидивов, конечно, за такое короткое время не могли быть выяснены, и отсюда такие сюрпризы, как в Торонто, где уже после абсолютно благополучного периода один раз, а теперь и второй раз, возникают случаи даже со смертельным исходом.

Поэтому окончательную победу провозглашать не стоит н отдать должное тому, что произошло, бесспорно надо. К сожалению, это я подчеркиваю, к сожалению, действенным методом оказалась именно самая древняя форма борьбы с инфекцией - карантин и изоляция заболевших. Так боролись с чумой в средние века, так боролись с оспой еще в древние времена. Поскольку ни вакцины, ни сыворотки, ни лекарственные препараты не были решающим фактором, просто потому, что их не было, все лечение сводилось к симптоматическому, к излечению осложнений. Что тут скажешь? Заболевание это обрушилось на нас в новом совершенно качестве. Сейчас мы уже можем рассуждать о том, что это зооантропоноз, связанный с обитанием этих возбудителей в определенном месте, я бы сказал, эндогенный зооантропоноз. Тот факт, что он переносится с животных на человека, может, и не очень тревожен, но то, что заразившийся человек может заразить другого, явилось пренеприятнейшим "сюрпризом" и, конечно, заслуживает самого серьезного внимания, особенно в сочетании с проблемой персистенции, латенции, сохранения вируса в организме выросшего человека.

Мне кажется, что грубых ошибок в рамках вот этой примитивной самой, но оказавшейся самой действенной формы борьбы, то есть, карантина и изоляции, предотвращения распространения инфекции, в Азии допущено не было. Наоборот, Вьетнам с достаточно скромными медицинскими возможностями первым сделал себя свободным от этой инфекции, только благодаря жестким карантинным мероприятиям. В условиях большого города, конечно, это сделать все значительно сложнее, поэтому трудности китайских наших коллег совершенно понятны. Другое дело, что не надо было скрывать, не надо было скрывать с самого начала, атипичная пневмония, возникшая еще в октябре прошлого года, могла быть локализована в Западном Китае, если бы не эта секретность, которая является, по-моему, отрыжкой коммунистических представлений о гласности, да еще с восточным оттенком.

XS
SM
MD
LG