Ссылки для упрощенного доступа

Одинокий волк саксофона


Альт-саксофонист Сонни Ститт
Альт-саксофонист Сонни Ститт
Мы тогда жили на Бастилии, я и Фло. Точнее на rue de la Cerisie, улице Вишневого Сада, отличное издевательство для иммигранта, учитывая, что на первом этаже был элегантный антикварный магазин под названием «Ностальгия». Мы съехались с Фло той зимой, когда издательство «Латесс» пообещало мне контракт, и она оставила свою крошечную студию на Монпарнасе, а я, как бы это сказать, газоны садов и скамейки парков. Квартира была гигантской – шесть комнат, шесть каминов, шесть балконов, шесть зеркал над каминами и кухня, которая была чуть больше по размеру моей нынешней студии в Латинском. 200 с чем-то метров. За три тысячи шестьсот франков, то есть за пятьсот пятьдесят шесть евро. За эти деньги нынче можно снять конуру для тощей собаки на окраине – не больше!
Изначальный анонс «Времени Джаза», похудевший в прошлом году, говорил о ДС и джазе на фоне Парижа и других пейзажей. Вот я возвращаюсь частично к иным пейзажам, внутри которых прогуливался ДС.
Ваши разнокалиберные коротковолновые с автоматической подстройкой и просто ламповые настроенные на волны «Свободы» доставляют вам на дом «Время Джаза». Вы так же слушаете нас через спутники Hotbird и AsiaSat-3 и, наиболее стабильный вариант, с нашего сайта www.svoboda.org.

Sonny Stitt & Hank Jones - My Melancholy Baby – 5:42 (Sonny Stitt & Hank Jones - The Complete Original Quartet Recordings – LoneHill Jazz)

«My Melancholy Baby», «Моя грустная крошка» - музыка Эрни Бёрнетта. Впервые песню на эту мелодию исполнил в 1912 году в денверском «Кафе Моцарта» актер Уильям Фроли. Слова сочинил Джордж Нортон. После чего композитор Эрни Бёрнет отправился в Европу и был тяжело ранен в окопах Первой мировой войны. Он полностью потерял память после ранения и, что не лучше, свою нашейную медаль-пластинку с фамилией, группой крови и всяческой военной шифровкой, вроде полка, дивизии и размера сапог… И уже дома в Штатах, в госпитале, в весьма овощном состоянии, он услышал по радио «Мою грустную крошку» и завопил: – Это же моя песня! После чего (чудо!) к нему полностью вернулась память.
Альт-саксофониста, которого вы услышали, зовут Сонни Ститт, пианиста – Хэнк Джоунз; на контрабасе играл Уендел Маршал, а на ударных – Шаудоу Уилсон. Запись была сделана 16 декабря 55 года в Нью-Йорке.

Sonny Stitt - Easy Does It - 5:21 (Sonny Stitt - Sits In With The Oscar Peterson Trio – Verve)

«Easy Does It», «Не суетись!», «Тише едешь, дальше будешь…» Трамми Янга и Сая Оливера. Сонни Ститт – тенор-саксофон и трио Оскара Питерсона: Питерсон – рояль; Рей Браун – контрабас и Эд Сигпэн – ударные. 18 мая 59 года, Нью-Йорк.
Московские мои друзья в мой первый год иммиграции посылали мне дважды в месяц с одним милейшим дипломатом небольшой чемодан, в котором было шесть банок икры и шесть коробок пересохших кубинских сигар.
Я так же помню, как однажды вечером, открыв дверь своим ключом, застал Фло в коридоре у телефона. Голая как спичка, она стояла ко мне спиной и говорила в телефонную трубку:
- Ты представляешь? Приходишь домой, открываешь холодильник, а там нет ничего! Вообще ничего кроме двенадцати килограммов икры!
Я помню как намазал ей длиннющий багет белого хлеба черной осетровой. Она заглотнула его в три секунды и спросила, а йогурта у нас нет?
Пересохшие сигары нужно было держать в чистом ящике в холодильнике, переложив морковью. Недели за три они переставали хрустеть и в «Ромео и Джульетта», а главное в более редком «Черчилле» появлялась приятная эластичность. Как и икра, сигары уходили на продажу, но русские рестораны давали такие мизерные цены, что однажды жарким летним днем я позвонил в Сен-Клу и сказал госпоже Хайтон:
- Джанет, как насчет caviar party? Вы выставляете холодное белое, а я привожу четыре килограмма икры?
Я знал, что ответ начнется одной единственной фразой:
- Вы, русские все сумасшедшие! Ты с Фло? Приезжаете к девяти. Я буду с друзьями. Что вам приготовить? – спросила она.
Фло висела на втором наушнике трубки. – Баааранины! – простонала она. – Овечьего сыра! Список у нее видимо был длинной и я быстро сказал:
- Ок, Джанет! Всё, что угодно! До вечера!
Вы и ваши соседи слушаете еженедельное и свингующее «Время Джаза» - на удивительно коротких «Свободы» и с нашего легко доступного сайта www.svoboda.org. У микрофона в Лютеции – Дмитрий Савицкий.

Sonny Stitt - Alone Together – 4:51 (Sonny Stitt - New York Jazz – Verve)

«Alone Together», «Одиноки вдвоем» Шварца и Дайетца. Сонни Ститт – альт-саксофон; Джимми Джоунз – рояль; Рей Браун – контрабас и Джо Джоунз – ударные. 14 сентября 56 года, Нью-Йорк. Диск вышел на «Verve» под названием «Нью-йоркский Джаз».
Мы сидели в саду за огромным столом. Ветви вишни роняли лепестки прямо на блюдо нежно-розовой баранины, на молодой картофель с эшалотом, в наши стаканы, в которых плавали быстро тающие льдинки и в пустую (первую) банку икры. Все говорили сразу, но шум был ровный, почти лесной и на втором плане стучали колеса электричек, летящих в Версаль. Здесь жила американская колония, друзья по Бостону или Нью-Йорку, но я кивнул Луи Дандрелю, моему ангелу-хранителю в ежемесячнике «Мир Музыке» и его жене Одиль Кай, ставшей моей издательницей у «Латесса». Высокий американец, пивший «пьюи», как газированную воду, был Майком Звериным, джазовым обозревателем NHT и тромбонистом Майлза Дейвиса на записи «Рождения Кула». Одно имя повторялось постоянно, это был опоздавший и быть может потерявшийся приглашенный, но он всё же проявился на эктахроме того вечера - седеющий афроамериканец, как говорят нынче, с большими залысинами и внимательными смеющимися глазами. Я услышал имя Сонни и оно прозвучало для меня как «Sunny», «Солнечный». Я обалдел от радости, от того, что есть страны, в которых детей называют не просто «моё солнышко», а «Солнечный». Я малость ошибался в переводе да и Фло мне мешала, постоянно пытаясь, что-то объяснить. Однако «жиго», молодой барашек, действовал на нее прекрасно, и мы расстались с двумя банками икры не зря. Впрочем, в те времена я вообще ещё не мог научиться думать о выгоде…

Sonny Stitt & Hank Jones – Saginaw – 5: 21 (Sonny Stitt & Hank Jones – LoneHillJazz)

«Saginaw», город и форт на востоке штата Мичиган, на южном берегу залива Сагино. Двенадцатитактовый блюз. Название аукается с детством Сонни Ститта. Сонни Ститт – альт-саксофон; Хэнк Джоунз - рояль; Томми Поттер – контрабасе и Рой Хайнс - ударные. Запись была сделана в феврале 62 года во всё том же Нью-Йорке.
Майк Зверин утащил Сонни до того, как розовые чернила заката начали линять. Полчаса, сорок минут – и небо было забрызгано звездами.
Сонни Ститт, к сведенью любопытных, родился второго февраля 1924 года и в том восемьдесятом году до финальной коды ему оставалось всего лишь полтора года.
Ошибка в моем переводе имени Сонни Ститта была фонетической. Его имя писалось, как «Сонни», а произносилось, как «Санни». А значит и происходило оно не от «солнца», «солнечный», а от «сын». Подходящего русского прилагательного найти не могу, потому что это все же не «сыновний», а скорее уменьшительное от «сын» - «сыночек».
Дома мы с Фло перевернули три стопки её винила, но Ститта не обнаружили. Был Сонни, но то был Роллинс, а уж его-то я знал. С настоящим Сонни Ститтом мы познакомились на следующий день в отделе пластинок парижского ФНАКе на авеню Ваграм. Это как раз и был его диск с Хэнком Джоунзом.
Имя, данное Ститту при рождении это – Эдвард. Сонни было вторым. Он родился в Бостоне в семье преподавателя музыки. Его брат-пианист был концертантом классической музыки. Само собой и Сонни начинал на фортепьяно, затем осваивал кларнет, альт-саксофон и искусство вокала. В том самом Сагино, где он позже рос, он начал свою юную карьеру с трубачом Тадом (Таддеусом) Джоунзом. Семья Ститтов переехала в Детройт и уж здесь джазменов было не меньше, чем марок машин. Сонни познакомился с Милтом Джексоном, Билли Митчеллом, Лаки Томпсоном, Джулиусом Уоткинсом. В 43 году он уже стабильно играл в различных комбо Ньюарка, а на гастролях по штату встретился с Майлзом Дейвисом и Чарли Паркером. Сонни Ститта считают, чуть ли не копией «Птицы» Паркера. Но это не совсем так.
Спасибо всем, оставившим поздравления и комментарии в нашей рубрике комментов. Некоторым я не успел ответить и должок за мной. Напомню, что не только эту, но и последние выпуски «Времени Джаза» вы можете прослушать или скачать в подкасте с нашего сайта www.svoboda.org .

Sonny Stitt & Paul Gonsalves - Salt And Pepper – 7:40 (Sonny Stitt & Paul Gonsalves – Salt And Pepper - Impulse)

«Salt And Pepper» - пьеска Сонни Ститта и Пола Гонзалвеса. Гонзалвес начинает гонку, затем вперед выходит Ститт. Оба играют на тенорах. В последней части гонка превращается в дуэль. Звук Пола Гонзалвеса шире, напористей, Сонни Ститта – более подвижный, напоминающий нам о том, что многие годы его главным инструментом был альт-саксофон. Хэнк Джоунз играл на фортепьяно; Милт Хинтон на контрабасе и Ози Джонсон на ударных. Этот винил, «Соль да Перец», был записан для «Импульса» 5 сентября 63 года.
Сонни Ститт играл на альт, теноре и баритон-саксофонах. После встречи с Майлзом и Паркером он переезжает в Нью-Йорк и в 45 и 46 годах записывается с комбо Диззи Гиллеспи, с Bebop Boys, с Кенни Кларком и с Бадом Пауэлом. Время от времени он выступает по радио. С 46 года он так же записывается в роли лидера для фирмы «Savoy». Он играет у Милта Джексона в Детройте, но в итоге приземляется в Лексингтоне в больнице для наркомов, откуда выходит чистеньким в 49 году. С 50 по 52 год он, на пару с Джином Эммонсом, руководит общим комбо. Начало и середина пятидесятых крайне плодотворны. Он записывается LIVE в клубе «Birdland» и в большом оркестре Локджо Дейвиса. Он участвует в серии популярных концертов, организованных Нормэном Грэнцом, «Джаз в филармонии», и начинает выступать в Европе. Грэнц перетаскивает его к себе в дом звукозаписи «Verve» и уж здесь-то он записывается со всеми сливками эпохи: от Роя Элдриджа, Сонни Роллинса, Бобби Тиммонса, Оскара Питерсона, Бенни Грина, Зута Симса и играет почти что год у Майлза Дейвиса.
Мне нравится то, как он хлопнул дверью, уходя от Майлза. В какой-то момент он потребовал прибавки. Майлз отказал.
– Что ж, - ответил Ститт, - no money, no Sonny…

Miles Davis and Sony Stitt - Walkin' – 9:36 (Sonny Stitt ‎– Olympia - Paris Jazz Concert)

«Walkin'», по идее – классика Майлза Дейвиса, но лишь интерпретация. Музыку написал Ричард Карпентэр. Концерт квартета Майлза Дейвиса в парижской Олимпии 1 октября 1960 года. Майлз труба; Сонни Ститт – тенор-саксофон; Уинтон Келли – рояль; Пол Чэмбэрс – контрабас и Джимми Кобб – ударные.
Сонни Ститт заменил, хоть и не надолго, самого Джона Колтрейна в квинтете Дейвиса. Более того, на определенном этапе развития, Джон Колтрейн находился под сильным влиянием Сонни Ститта.
Джазовый критик Дэн Моргенштерн одарил Сонни Ститта кличкой «одинокий волк» за его бешеную преданность джазу и непрекращающиеся, без пауз, выступления. Но лучше всех его стиль определил историк джаза Скотт Яноу:
«Он был верным учеником Чарли Паркера. Иногда до такой степени, что, играя соло, повторял, буквально ноту за нотой, игру Птицы. Он предпочитал альт-саксофон, но постепенно, играя тенор-саксе, он начал сочетать обе тенденции эпохи: и Птицы Паркера, и Лестера Янга. В итоге он выработал собственный стиль с быстрым завихряющимся вступлением, которое переходило в чудесный блюз или балладу».
Напомню, что Сонни Ститт родился 2 февраля 1924 года в Бостоне. Он прожил 58 лет.
Финишная прямая «Времени Джаза» сегодня будет отдана дуэту остро отточенной трубы Диззи Гиллеспи и подстерегающего Диззи на всем пространстве этой 11-минутной пьесы, Сонни Ститта.
Если вам не удалось прослушать этот выпуск «Времени Джаза» целиком, вы можете всегда зайти на сайт «Свободы» и скачать Сонни Ститта в подкасте, как и предыдущие передачи. У микрофона в Париже Дмитрий Савицкий. Пьеска Диззи называется «Что угодно!» - «Anythin’»:

Dizzy Gillespie & Sonny Stitt - Anythin' - 10:29 (Dizzy Gillespie with Sonny Rollins and Sonny Stitt – Duets – Verve)

«Anythin’», «Что угодно!» - композиция Диззи Гиллеспи. Диз – труба; Сонни Ститт – альт-саксофон; Рей Браянт – рояль; Томми Браянт – контрабас и Чарли Пёрсип – ударные. 11 декабря 57 года, «Nola Studios», Нью-Йорк.
Вот и всё на сегодня. Жду ваших оценок, замечаний и комментариев в нашей рубрике комментов. Вы найдете её в конце текста передачи «Времени Джаза» на сайте www.svoboda.org. До встречи в эфире и на сайте, удачной вам и веселой недели, чао, бай-бай!

Материалы по теме

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG