Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Опросы общественного мнения обещают республиканцам поражение на выборах в конгресс. Превратится ли Россия в слабое звено глобальной энергетической цепи? Секрет преуспевания - высшее образование, свидетельствует статистика


Сегодня в Америке. Опросы общественного мнения обещают республиканцам поражение на выборах в конгресс. Превратится ли Россия в слабое звено глобальной энергетической цепи? Секрет преуспевания - высшее образование, свидетельствует статистика.



Юрий Жигалкин: Чем ближе выборы в конгресс, тем более реальной выглядит победа кандидатов демократов. Результаты опросов, проведенные менее чем за три недели до выборов, указывают на почти бесспорные шансы на приход к власти в Конгрессе демократической партии.



Ян Рунов: Как показал последний опрос общественного мнения, проведённый совместно агентством Reuters и Институтом Зогби, 44% избирателей планируют отдать свои голоса кандидатам от Демократической партии и только 33% - кандидатам от Республиканской. По данным того же опроса, даже избиратели-республиканцы разочарованы в своей партии: каждый третий планирует отдать голос демократам.


И всё же предвыборная борьба продолжается, поскольку около 20% избирателей ещё не решили, кому отдать голос. Демократам надо завоевать лишние 15 мест, чтобы стать политическим большинством в палате представителей, и всего 6 мест, чтобы получить большинство в сенате. По данным опроса, главной причиной разочарования избирателей в республиканцах остаётся война в Ираке: 57% американцев считают, что из-за Ирака не стоит терять жизни своих солдат.


По данным совместного опроса, проведённого газетой «Вашингтон Пост» и телекомпанией ABC , республиканцы теряют голоса прежде всего из-за войны в Ираке.


Вот что говорит об этом консервативный политический обозреватель Патрик Бьюкенен...



Патрик Бьюкенен: Джон Керри голосовал за войну в Ираке и проиграл Бушу с разрывом в 15 пунктов, потому что он в числе многих других демократов дал президенту карт-бланш в октябре 2002 года. А в 2004 стал обвинять во всём президента. Исторически кандидат, выступающий за войну во время войны, никогда не побеждал на выборах.



Ян Рунов: Поэтому, как считает Патрик Бьюкенен, больше шансов на победу на ноябрьских выборах сейчас у противников войны, а это, в подавляющем большинстве, демократы.


Но участники опросов общественного мнения дали ясно понять, что будут голосовать не за демократов, а против республиканцев, другими словами, им не нравятся демократы, но республиканцами они недовольны ещё больше.


Изменится ли внешнеполитический курс США с парламентской победой демократов? По мнению губернатора штата Нью-Мексико, бывшего полномочного представителя США в ООН Билла Ричардсона, демократы, получив большинство в палате представителей, не будут автоматически давать добро на финансирование войны. Более того, военный бюджет может быть урезан. Правда, не значительно, если республиканцы останутся в большинстве в сенате. И всё же значительных перемен во внешней политике не ожидается, поскольку проблемы терроризма, Ирака, Ирана, Северной Кореи, Ближнего Востока настолько глубоки, что не оставляют места для свободного маневрирования.



Юрий Жигалкин: Россия превратится не в энергетическую супердержаву, а в слабое звено в мировой энергетической цепи, если атаки на западные нефтяные концерны приведут к консолидации российской нефтяной отрасли в руках государства. Об этом все громче предупреждают американские наблюдатели. Но один из авторитетных аналитиков Уолл-Стрит Джим Джубак идет дальше: он призывает инвесторов держаться настороже, предрекая, что в 2008 году мы станем жертвой гигантского скачка цен на нефть. Причина? Россия. Неспособность ее государственных монополий эффективно расширять производство нефти и потенциальная опасность нового разрушительного витка борьбы за контроль над российскими нефтяными колоссами после смены кремлевского руководства.


Насколько реалистичным кажется такой прогноз известному экономисту, содиректору Центра Российских исследований Гарвардского университета Маршаллу Голдману?



Маршалл Голдман: Действительно, на фоне Нигерии или даже Венесуэлы Россия не выглядит особо нестабильной, но есть факты, внушающие тревогу. К примеру, после демонтажа ЮКОСа рухнули инвестиции в нефтяной сектор, производство нефти застыло. Трудно точно сказать, что причиной этому - нежелание инвестировать в собственность, которая может быть отторгнута, или силу набирает тезис о том, что России выгоднее поддерживать высокие цены на нефть и получать прибыль, не расширяя экспорт; но факт остается фактом: добыча нефти прирастает всего на один два процента в год - не сравнить с совсем недавним прошлым.



Юрий Жигалкин: А как вы относитесь к предупреждению о том, что изгнание иностранных фирм и создание "Газпрома" и нефтяных гигантов - государств в государстве - чревато политическими потрясениями, поскольку новое кремлевское руководство непременно захочет взять их под свой полный контроль, ибо они слишком могущественны и, грубо говоря, опасны для власти?



Маршалл Голдман: Я называю это "русской болезнью": любая нестабильность в правительстве вызывает перераспределение собственности, разные фракции начинают бороться за свои экономические интересы. Пример ЮКОСа у всех на памяти, но не менее интересна и попытка "Газпрома" проглотить "Роснефть", встреченная шумным протестом Богданчикова: нет, нет, мы останемся независимыми. Оба концерна, казалось бы, принадлежат государству, но какие силы инициировали эти шаги?



Юрий Жигалкин: Иными словами, вывод о том, что Россия - слабое звено в глобальной энергетической цепи небезоснователен?



Маршалл Голдман: Потенциально она может стать им. Но я все-таки думаю, что в данный момент на эту роль больше претендуют Алжир, Ирак и Иран.



Юрий Жигалкин: Если до сих пор родительский инстинкт интуитивно требовал от многих американцев сделать все, чтобы отправить детей в колледж, то теперь статистика научно доказала верность родительских ощущений. Она свидетельствует, что заработок среднего американца прямо зависит от уровня образования.



Аллан Давыдов: Согласно опубликованным в четверг последним данным Бюро переписи, средняя годовая зарплата американцев с высшим образованием составляет 51,5 тысяч долларов в год. В то время как люди, закончившие среднюю школу, получают 28,5 тысяч в год. Научная степень, окончание аспирантуры поднимает доход до 78 тысяч. В тот же день неправительственный Совет высшего образования США сообщил, что за последние пять лет плата за обучение в муниципальных университетах страны возросла на 35%. Студентам приходится чаще обращаться в банк за студенческим кредитом. Совет пришел к заключению, что высокая стоимость учебы в колледжах США ставит барьер в получении высшего образования перед способными кандидатами с низким уровнем доходов.


Мой собеседник- Нейл Криспо, профессор социологии Университета штата Флорида. Профессор, цифры о преимуществах в зарплате для выпускников вузов говорят сами за себя. Посыл вроде ясен: вкладывай деньги в образование - и ты его окупишь. Что вы на этот счет думаете?



Нейл Криспо: У меня некоторый скепсис на этот счет. Данные Бюро переписи о резком перепаде уровня зарплат в зависимости от образования, на мой взгляд, свидетельствуют о росте расслоения нашего общества. Получается, что одна его часть развивается успешно, а другая - не развивается, поскольку имеет низкую квалификацию и, грубо говоря, низкую рыночную стоимость. Замедление роста среднего класса в США обещает стать серьезной проблемой через какое-то время. Мы потеряли значительное число высокооплачиваемых рабочих мест в сфере материального производства, даже утратили некоторые производственные отрасли. Сейчас все чаще стает вопрос о разработке более доступной формы высшего образования.



Аллан Давыдов: Профессор, но ведь не секрет, что в США хорошо развита система займов для оплаты обучения. Неужели нежелание влезать в долги может быть сильнее перспективы хорошего заработка в будущем?



Нейл Криспо: Да, американским студентам сегодня приходится влезать в большие долги. Для многих из них это все окупается через сравнительно короткое время, особенно, если человек попадает в престижный колледж, после которого хорошая работа гарантирована. Но там годовая стоимость обучения выше средней американской зарплаты. Муниципальные же колледжи, где обучение также дорожает, на мой взгляд, нуждаются в реформировании. Там стоимость обучения не адекватна отдаче от него. Мы, я думаю, могли бы последовать примеру Ирландии с ее государственным финансированием высшего образования. Совсем недавно ирландцы были беднейшей страной на континенте, сейчас их зовут "кельтскими тиграми Европейского Сообщества".


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG