Ссылки для упрощенного доступа

Девушки как революционный ресурс


Пикет ЛГБТ-активистов против ненависти и нетерпимости
Пикет ЛГБТ-активистов против ненависти и нетерпимости

Какой будет "русская женщина" в будущем и на что это повлияет

  • Современной девушкой может быть кто угодно: сегодня она может выглядеть как хочет и позволять себе все, что захочет, не выходя за рамки гуманизма, конечно.
  • Молодые люди, особенно молодые девушки, находятся на периферии общества, их меньше всего слушают.
  • Про опыт девочек мы знаем мало, потому что в молодежных исследованиях раньше считалось, что девочки – это культура спальни.
  • Сейчас в обществе существует много разных гендерных ролей, и идеологическое принуждение к традиционным взглядам идет, скорее, со стороны государства. Однако люди в это не верят, люди так не живут.
  • Никто не отменял красоту и желание быть привлекательной, но теперь это становится не только сферой интереса девушек, но мальчиков.

Тамара Ляленкова: Сегодня мы попробуем составить портрет молодой девушки от 15 до 22 лет, который позволит говорить о том, какими чертами будет наделена "русская женщина" в будущем и какие гендерные сдвиги могут случиться в обществе в ближайшее время.

В московской студии координатор гендерной программы филиала Фонда имени Генриха Бёлля Ирина Костерина, авторы мультимедийного проекта Young Russia режиссер Саломея Собко и по скайпу из Лейпцига режиссер Мария Дудко, а также одна из героинь документального сериала, блогер Арина Большакова.

Тамара Ляленкова: Проект Young Russia открылся примерно год назад. И задумывался он как постоянно пополняющаяся видеогалерея портретов молодых девушек.

Саломея, почему именно девушки и почему именно этого возраста?

Саломея Собко: Нам было интересно пообщаться с молодыми людьми, особенно с молодыми девушками, потому что они находятся на периферии общества, их меньше всего слушают. Нам казалось, что в медиаполе отсутствуют голоса молодых девушек. Хотя на самом деле именно они острее всех ощущают проблемы общества и имеют свой уникальный взгляд на то, какие изменения должны произойти в стране и в обществе в целом.

Тамара Ляленкова: Ирина, действительно, в этом возрасте видны какие-то вещи, которые, может быть, проявятся в будущем?

Ирина Костерина: Это очень важный и интересный период – что происходит, так скажем, в нижнем молодежном возрасте. Мы знаем, что

Про мальчиков-тинейджеров мы знаем больше, чем про девочек

есть детство, а потом внезапно наступает молодость. Мы что-то знаем про молодежь в целом, про мальчиков-тинейджеров, наверное, знаем даже больше – про их музыкальные предпочтения, наркотики, спайсы, проблемы в школе и так далее. А вот про опыт девочек мы знаем мало, потому что в молодежных исследованиях раньше считалось, что девочки – это культура спальни. Девочки собирались у себя дома и что-то там делали. И этот проект очень важен, потому что мы получаем возможность познакомиться с их опытом, услышать и посмотреть, что происходит, зафиксировать происходящие гендерные изменения.

Тамара Ляленкова: Изменения очень серьезные. Девочки артикулируют какие-то важные вещи для общества, иногда с некоторым риском для себя.

Соня
пожалуйста, подождите
Embed

No media source currently available

0:00 0:02:43 0:00

Фрагмент портрета, "Соня"

Тамара Ляленкова: Всегда считалось, что в этом возрасте девочки много думают о мальчиках. Арина, может быть, это теперь не так важно для ваших ровесниц?

Арина Большакова: Кто-то с молодыми людьми выстраивает отношения, а кто-то – нет, все зависит от личных предпочтений человека. Я считаю, что это по-прежнему возраст, когда девочки думают о мальчиках, поскольку начинаются сдвиги приоритетов – от учебы к отношениям.

Тамара Ляленкова: Маша, вы специально в своем проекте ушли от этой темы и выделили качества в большей степени индивидуальные, направленные не всегда внутрь, а во внешний мир?

Мария Дудко: У нас довольно свободный критерий отбора. Мы находим героинь в соцсетях. Дальше руководствуемся тем, насколько девушка интересна, есть ли что рассказать. Один из таких принципов, который мы

Девушки сильнее чувствуют последствия традиционной культуры

сами для себя поставили в начале проекта, – это то, что мы снимаем девушек не только в Москве, но и по всей России, чтобы составить общий портрет поколения.

Когда мы начали обсуждать проект, мы думали над тем, где быстрее всего происходят изменения. И нам показалось, что девушки более революционные, они сильнее чувствуют последствия традиционной культуры и активнее ей сопротивляются. Мальчики менее чувствительны в этом смысле.

Тамара Ляленкова: Саломея, поскольку вы изучали гендерные науки в Колумбийском университете, вы, наверное, понимали чуть больше про то, что может стать трендом в дальнейшем?

Саломея Собко: Мне кажется, что я ничего не понимала вообще. Мне было просто очень интересно. Я русская, но росла и училась не в России. Но что меня поразило в этом проекте, так это то, что все девушки, с которыми мы сталкивались, очень четко выражали самые продвинутые позиции относительно разных социальных вопросов, в том числе гендерно-сексуальности и отношения к собственному телу. Я была поражена, когда услышала весьма оптимистические взгляды на будущее от молодых людей! Они не подавлены и находят поле для самовыражения.

Тамара Ляленкова: Социологи говорят, что молодые люди сейчас в большей степени индивидуалисты. Ирина, может быть, общество стало меньше влиять на формирование социокультурного пола в силу того, что поколение Z в большей степени отгорожено от каких-то внешних обстоятельств и в чем-то, наверное, свободнее?

Ирина Костерина: Мне кажется, общество просто по-другому влияет, а не то что больше или не меньше. По сравнению с поздним советским временем, когда количество направлений, которые ты мог выбирать на

У молодых большой выбор, и очень мало того, что жестко маркируется

жизненном пути, было ограничено. Ты решаешь идти замуж и рожать детей, вести домашнее хозяйство, или образование, карьеру, но все равно не надо забывать, что тебе придется завести мужа и детей. Конечно, из-за того, что выбор очень мал, многое у тебя просто не появляется на тарелке. Ты даже не можешь сфантазировать и представить, а как можно жить по-другому. Сейчас в молодежной среде – огромное многообразие направлений, и очень мало того, что маркируется жестко, даже маргинальный образ жизни.

Тамара Ляленкова: Маша, как вам кажется, сексизм в России – это больше наносное, медийное или все-таки традиционное?

Мария Дудко: Если брать чемпионат мира, то мне показалось, что это была какая-то очень нездоровая история. Даже такие журналы, как "Космополитен", начали высказываться, что, наверное, не очень адекватными были комментарии относительно русских женщин в медиаполе. И в этом смысле это был вполне позитивный опыт.

Тамара Ляленкова: Есть ощущение у девочек, что сексизм присутствует в их жизни, или они просто его не осознают?

Мария Дудко: Очень часто для того, чтобы чувствовать себя комфортно и жить своей жизнью, в таком возрасте тебе хочется думать, что все возможно, что у тебя нет никаких преград для достижения своих целей. В каком-то смысле это довольно распространенная философия среди молодых девушек. Я думаю, что, скорее, они сейчас озабочены достижением своих собственных целей, что в целом правильно.

Саломея Собко: Невозможно отрицать, что в России есть сексизм. Значительно больше ресурсов выделяется мужчинам, чем женщинам, даже в этом возрасте.

Кристина
пожалуйста, подождите
Embed

No media source currently available

0:00 0:01:47 0:00

Фрагмент портрета, "Кристина"

Тамара Ляленкова: Саломея, вы как-то себя соотносили с этими девушками, сравнивали?

Саломея Собко: На самом деле, мой опыт не сильно отличается. Моя идентичность сформировалась в интернете. Очень много про себя и про

Про себя и про внешний мир я узнала именно через ЖЖ и форумы

внешний мир я узнала именно через ЖЖ, форумы и так далее. Так же я училась общаться с людьми и выстраивать свое мнение. Молодые девушки в России сталкиваются с такими же глобальными вопросами, как и я в мои 15 лет. Очень много сходства, и именно из-за интернета.

Тамара Ляленкова: Ирина, Советская Россия была достаточно прогрессивна по феминистским меркам, потому что женщина могла работать, но на нее накладывалось очень много других обязанностей, которые она продолжает нести до сих пор. При этом ее по-прежнему не пускают в мужскую среду, на сильные позиции. Может быть, молодые девушки изменят в корне ситуацию в обществе, когда уйдут те, кто был воспитан прежними поколениями?

Ирина Костерина: Мне кажется, что сам этот контракт, традиционный гендерный – мужчина кормилец, а жена домохозяйка – кончился. Это нужно признать. В некоторых средах его пытаются сохранять искусственно, но по факту он кончился. Сейчас существует много разных гендерных ролей. И такое идеологическое принуждение идет, скорее, только со стороны государства, когда возникают какие-то нелепые, консервативные попытки, например, запретить аборты и так далее... Но люди в это не верят, люди на это не ведутся, люди так не живут. Сегодня преобладает индивидуализм – выбор своей жизненной стратегии, своего стиля: как жить, как выглядеть, что делать.

Тамара Ляленкова: Арина, что такое быть современной девушкой?

Арина Большакова: Быть современной девушкой – это значит просто быть современной девушкой, то есть родиться после определенного года,

Сейчас нет такого понятия "настоящая девушка"

быть в определенном возрасте и иметь определенные гениталии и самоидентификацию. На мой взгляд, девушкой может быть кто угодно, выглядеть она может как угодно и позволять себе все, что угодно, что не выходит за рамки гуманизма. Сейчас нет такого понятия "настоящая девушка", по крайней мере, для людей моего окружения, моих взглядов. Опять же я не могу говорить за абсолютное большинство своих ровесников. Потому что за пределами Москвы, я вполне допускаю, что такие понятия, как "настоящая девушка", "настоящая женщина", все еще актуальны и достаточно старомодны.

Тамара Ляленкова: Мария, чем измеряют свои презентации девушки в соцсетях? Тем, что от них ждет другая половина, мужская? Или они акцентируются на вещах более индивидуальных, личностных, не связанных с полом?

Мария Дудко: Я думаю, что в целом все меняется больше в сторону индивидуализма и репрезентации. Конечно, никто не отменял красоту и желание быть привлекательной. Но, в каком-то смысле это становится не только сферой интереса девушек, но в том числе и мальчиков.

Опрос молодых людей на улицах Москвы
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:01:53 0:00

Молодые люди о том, какой должна быть современная девушка

Тамара Ляленкова: Ирина, действительно можно проследить какие-то тенденции развития общества в будущем, и девушки действительно авангард тех изменений, которые грядут?

Ирина Костерина: Те девушки, которые участвовали в проекте, – да. Но на самом деле я много думала о том, что не хватает каких-то консервативных сценариев, а они тоже есть. Например, девушка, которая в 16 лет только и думает, как выйти замуж, родить детей, не работать.

Тамара Ляленкова: А у меня появилось ощущение, что такую девушку надо еще поискать, причем очень долго. Думаю, что в недалеком будущем это будет непростая задача для документалистов – найти девушку, которая мечтает о жизни по традиционному сценарию.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG