Ссылки для упрощенного доступа

По каким причинам швейцарский суд отменил досрочное освобождение Виталия Калоева


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Юрий Векслер и Марьяна Торочешникова.



Андрей Шарый : Федеральный суд Швейцарии удовлетворил протест прокуратуры, отменив решение о досрочном освобождении гражданина России Виталия Калоева. С 2005 года он отбывает срок за убийство авиадиспетчера Питера Нильсена, в ночь дежурства которого 1 июля 2002 года над Боденским озером столкнулись пассажирский Ту-154 и грузовой «Боинг». Прокурор Ульрих Ведер, изначально требовавший для Калоева 12 лет заключения, подал апелляцию на решение суда Цюриха о досрочном освобождении, которое последовало на минувшей неделе. В этой истории, которую все прекрасно помнят, были задействованы судебные органы и правоохранительные Швейцарии и Германии. В начале темы поговорим о реакции на случившееся в Швейцарии, в швейцарских средствах массовой информации, и точка зрения германских юристов, которые хорошо знают и швейцарскую систему права. У микрофона корреспондент Радио Свобода в Германии Юрий Векслер.



Юрий Векслер : «Федеральный суд, удовлетворив протест прокуратуры на решение цюрихского суда досрочно освободить гражданина России Виталия Калоева, отказал в его досрочном освобождении. Прокуратура сочла незаконным решение досрочно освободить Калоева, поскольку она ранее подала протест против сокращения срока заключения Калоева, но решения по этому протесту суд так и не принял. Таким образом, вопрос о досрочном освобождении отложен. Прокуратура в своем заявлении оспаривает и первое решение суда о 8-летнем заключении, считая его слишком мягким.


Федеральный суд намерен рассмотреть жалобы в ближайшее время. Ранее суд Цюриха вынес решение, согласно которому Виталий Калоев должен был быть досрочно освобожден 24 августа, так как он отсидел две трети своего срока“.


Это сообщение цюрихского радио совпадает с сообщениями других средств массовой информации Швейцарии, которые напоминают о том, что Калоев, потерявший в авиакатастрофе над Боденским озером семью, жену и двоих детей, убил авиадиспетчера швейцарской диспетчерской службы Нильсена, по вине которого, как он считал, произошло столкновение самолетов. Он был приговорен сначала к восьми годам тюрьмы, а затем срок наказания ему был снижен до 5 лет и трех месяцев.


Швейцарские адвокаты Калоева прореагировали на решение федерального суда письменно, распространив следующее заявление: «Насколько мы знаем, это первый случай в истории Швейцарии, когда процесс по проверке правильности срока наказания в результате просто заканчивается откладыванием в долгий ящик. Это решение явное нарушение Европейской конвенции по правам человека. Если бы подобное решение было бы принято в отношении швейцарского гражданина в России, то министр иностранных дел Калми-Рай уже давно бы сидела в самолете, летящем в Москву, чтобы прочитать Путину лекцию о правах человека».


Ситуацию с досрочным освобождением Калоева с точки зрения германского права я попросил прокомментировать выпускника юридического факультета Фрайбургского университета Михаила Холланда.



Михаил Холланд : Конвенция по правам человека не имеет ранг конституции, она имеет исключительно ранг обыкновенного закона, притом, что Конституционный суд Германии не раз говорил, что немецкое право должно быть рассмотрено в рамках этой конвенции. При этом это не является решающим.


Что касается самой ситуации, то сложно себе представить, что решение о досрочном освобождении подсудимого или заключенного в данном случае, может быть вынесено, еще не приняв решения о жалобе прокуратуры. Очень сложно себе представить решение о досрочном освобождении, когда еще до конца неясно, сколько человек должен провести времени в суде. Судья, который принимал решение о досрочном освобождении, обязан был это принять во внимание.



Юрий Векслер : Почему швейцарский адвокат, на чем он основывается, когда говорит, что на его взгляд это нарушение Европейской конвенции по правам человека?



Михаил Холланд : В Швейцарии Конвенция по правам человека является законом. Это так называемый международный закон, который был принят в рамках швейцарского права, что человеку дана обоснованная юридическая позиция, что вынесено решение, по которому он будет освобожден заранее. Теперь задним числом это решение откладывать или отменять противоречит его правам человека по эффективной защите против права государства человека посадить в тюрьму, грубо говоря. Это право связано непосредственно с тем, что государство должно человеку, заключенному, однозначно сказать, сколько времени он должен провести в тюрьме. Сказав, что он имеет право выйти на свободу, это противоречит логике вещей. Это решение потом отменять.



Андрей Шарый : Теперь о реакции в России. С адвокатом Виталия Калоева и его родственниками общалась корреспондент Радио Свобода Марьяна Торочешникова.



Марьяна Торочшеникова : Для родственников Виталия Калоева постановление швейцарского суда о приостановлении ранее вынесенного решения о досрочном освобождении стало полной неожиданностью. Ведь все шло к тому, что 24 августа Калоев выйдет на свободу. Его братья даже собирались ехать в Швейцарию встречать. Ободряли и недавнее решение Верховного суда Цюриха, снизившего срок заключения Калоеву до 5 лет и 3 месяцев, и отличные характеристики, предоставленные суду руководством тюрьмы. Говорит двоюродный брат Виталия Калоева Константин.



Константин Калоев : У него отдельная камера. Он в тюрьме недалеко от Цюриха. Он был консультантом по строительству, помогал им там чем-то. Потом собирали детали какие-то, электроаппаратуру, или для холодильников что-то такое. Характеристику дали ему отличную за его поведение. Поэтому цюрихский суд решил его досрочно освободить, но не ожидали, что прокурор подаст апелляцию.



Марьяна Торочшеникова : Именно положительные характеристики заключенных являются решающими для швейцарских судов, рассматривающих дела о досрочном освобождении из-под стражи. Однако в истории с освобождением Виталия Калоева главную роль сыграло убеждение прокурора в том, что убийство авиадиспетчера Питера Нильсена Калоев совершил умышленно. Именно поэтому прокуратура обжаловала решение Верховного суда Цюриха, признавшего, что Калоев пребывал в состоянии аффекта, а потом срок наказания должен быть сокращен, именно поэтому прокурор настоял на приостановлении решения суда о досрочном освобождении. Говорит адвокат Виталия Калоева Владимир Сергеев.



Владимир Сергеев : Законы Швейцарии позволяют в случае, если человек во время нахождения в изоляции, находясь под стражей, никаких правонарушений не допускал, в судебном порядке не признавался социально-общественным опасным, то, соответственно, он должен быть освобожден. А вот сегодняшняя ситуация, при которой прокуратура с упорством, достойным лучшего применения, пытается все-таки доказать, что Калоев убийцы, совершил умышленное убийство и так далее, и так далее, оно как бы, с моей точки зрения, не очень правильное.


Прокуратура просила изначально 12 лет. Суд дал 8 лет, из этих 8 лет сократил до 5,3. Из 5,3 выяснилось, что Калоев по причине примерного поведения может быть освобожден досрочно, реально отбыв там чуть больше, чем 3,5 года. Естественно, прокуратура оказалась заложником той ситуации, в которую себя загнала. Конечно, она не может смириться с тем, что, мало того, с 8 лет сократили до 5, и еще из 5 он реально отбыл всего лишь 3,5. Поэтому она пытается всячески оспорить это решение, тем более как бы особо этого и не скрывает. Насколько мне известно, тот же прокурор заявил, что он предпримет все необходимые и находящиеся в его распоряжении средства для того, чтобы Калоев оставался в тюрьме.



Марьяна Торочшеникова : По словам Владимира Сергеева, к рассмотрению апелляции прокурора федеральный суд Швейцарии может приступить в течение ближайших месяцев. Родственники Виталия Калоева надеются, что новое разбирательство не затянется, и Калоев выйдет на свободу досрочно. Говорит Константин Калоев:



Константин Калоев : Все случившееся он переносит очень тяжело, но надежда есть у нас на разумный подход федерального суда. Думаем, что где-то правда восторжествует. Нельзя так издеваться над человеком. Все, говорят, познается в сравнении. Если восемь человек, обвиняемые в свершившейся авиакатастрофе, где погиб 71 человек, им суд вынес решение от 6 до 15 месяцев условно, а человек, который попал в состоянии аффекта в такую ситуацию, ему выносят 8 лет, а прокурор просил 12 лет.



Марьяна Торочшеникова : Об аффекте защита Калоева говорила с самого начала. И кантональный суд, рассматривавший дело во второй инстанции, принял во внимание заключение психиатрической экспертизы, указавшей на стойкое хроническое изменение личности под действием экстремальной ситуации. В прокуратуре же убеждены - раз Калоев тщательно планировал убийство швейцарского авиадиспетчера, об аффекте и речи быть не может.




XS
SM
MD
LG