Ссылки для упрощенного доступа

В Литве запретили вещание радиостанции «Голос России»


Программу ведет Андрей Шарый. Прини мает участие корреспондент Радио Свобода Ирина Петерс.



Андрей Шарый : Многие российские средства массовой информации сообщили о том, что якобы «в Литве запретили вещание радиостанции «Голос России». На самом деле это вещание на средних волнах как было, так и продолжается. Речь идет о распространении работы «Голоса России» в Литве на УКВ-частотах. Члены литовской государственной комиссии по теле- и радиовещанию недавно проголосовали за то, чтобы не давать возможностей для такого распространения частной радиостанции «Балтийские волны», которая ретранслирует передачи из разных стран мира. По некоторым сведениям, члены комиссии считают, что необходимо «уменьшить всевозрастающее влияние российской пропаганды». Куратор проекта «Радиостанция Балтийские волны», радиожурналист Римантас Плейкис назвал это «политической цензурой». Его оппоненты считают, что радиостанция не выполняет положений первоначального договора. Дело, возможно, дойдет до судебного разбирательства. С Римантасом Плейкисом беседовала корреспондент Радио Свобода в Вильнюсе Ирина Петерс.



Римантас Плейкис: Когда мы в установленном порядке обратились в комиссию с просьбой разрешить транслировать "Голос России", когда мы получили отказ, вот здесь и возник вопрос о возможной цензуре. Я не утверждаю это категорично. Я знаю, что в комиссии работают разумные люди. Я уважаю их, но, я думаю, что в этом случае они ошиблись. Эта комиссия решила, что именно "Голос России" ретранслировать нельзя. Это не укладывается в наше понятие, что согласно 19 статьи Всеобщей декларации прав человека, которая говорит, что информация может протекать свободно, как с запада на восток, так с востока на запад. Такой запрет напоминает цензуру. В стране Евросоюза Литве такие вещи происходят.



Ирина Петерс: Первоначально радиостанция "Балтийские волны" получила чистоту. В договоре шла речь именно о вещании, в основном, на Белоруссию. Вы сами говорили, что цель всего этого проекта, так сказать - прорвать белорусский "железный занавес".



Римантас Плейкис: Да, да.



Ирина Петерс: А сейчас получается, вы меняете профиль.



Римантас Плейкис: Передаем 29 часов разных программ. Из этих 29 часов, 15 часов - это вещание на белорусском языке для белорусской общины в Литве и для слушателей в Белоруссии. Так что, мы профиль не меняли. Да, была задумка в диапазоне УКВ транслировать программы европейского радио для Белоруссии, который, кстати, у нас каждый день один час есть на средних волнах через вильнюсскую станцию, но мы думали, что могли бы слушатели иметь эту программу. Мы обратились в комиссию, но комиссия приняла негативное решение. Мы полностью укладываемся в тот же информационный формат, оспариваем точку зрения тех людей, которые говорят, что они должны нам указывать конкретно, какую программу мы должны транслировать, а какую - нет. Вот представьте себе, коллега, какая бы комиссия указывала, скажем, газете? Статьи из Америки можно перепечатывать, а из России нельзя. Это уже цензура. Вопрос дискуссионный. Мы будем пытаться отстоять свою точку зрения, если необходимо, то и в суде. Но мы надеемся, что до этого не дойдет.



Ирина Петерс: Некоторые средства массовой информации сообщения об этом событии озаглавили так, что "Голос России" не пускают в Литву. Но ведь остается на средних волнах вещание российской радиостанции?



Римантас Плейкис: Есть разрешение, и мы продолжаем уже, наверное, третий год ретрансляцию программ "Голос России" на средних волнах. Но это средние волны, это худшее качество. Есть же и музыкальные программы. Поэтому мы посчитали, что было бы хорошо транслировать в диапазоне УКВ, где возможность стереофонического вещания, где качество звука гораздо лучше. Но нам не разрешают.



Ирина Петерс: Идеологически вы не чувствуете, такая всеядность на одной волне. Я, например, знаю слушателей, которых это коробит. Они не могут слушать подряд голоса западные, что называется, и тут же голоса российские, которые все-таки можно назвать пропагандистскими.



Римантас Плейкис: Можно практически любую радиостанцию назвать пропагандистской. В советские годы сквозь глушение мы слушали передачи русской службы Радио Свобода. Конечно, советские власти называли эти передачи пропагандой. Когда мы начали ретранслировать программы Радио Свобода на белорусском языке 8 лет назад, то белорусские власти это называли пропагандой. Теперь кто-то может назвать пропагандой передачи из Пекина или из Москвы.


Наши слушатели интеллигентные, любознательные. Они должны иметь возможность выбирать программы. Придерживаясь либеральных взглядов, я думаю, что все-таки не надо бояться информации. Пусть выбирают. Люди, которые имеют настороженное отношение к тому, что сегодня происходит в России, они будут по-другому смотреть на эту информацию. В любом случае, такую информацию давать полезно. Только не должно быть однобокости. Не должно подаваться только с Запада или только с Востока. Именно наш принцип - давать баланс. Пусть люди делают выводы сами, а не какая-то комиссия запрещает им просто слушать эти программы.



XS
SM
MD
LG