Ссылки для упрощенного доступа

Подписано соглашение о строительстве подводного газпровода, который свяжет Россию и Германию


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Евгений Бовкун.

Андрей Шарый: Сегодня российская компания "Газпром" и германские фирмы подписали соглашение о строительстве подводного газпровода, который свяжет Россию и Германию. На церемонии подписания присутствовали президент России Владимир Путин и канцлер Германии Герхард Шредер. А Путин сегодня встретился и с лидером немецкой оппозиции Ангелой Меркель. Многие обозреватели говорят об этом визите как о последнем или одном из последних международных мероприятий, которое Шредер проводит накануне важного для него голосования.

В прямом эфире программы корреспондент нашего радио в Германии Евгений Бовкун.

Евгений, о чем говорил Путин со Шредером и как окончилась его встреча с Меркель?

Евгений Бовкун: Встреча с Меркель состоялась в духе взаимного доверия и уважения. Госпожа Меркель выразила уверенность, что в случае прихода к власти приемственная политика будет продолжена, и приоритет будет отдаваться продолжению добрососедских отношений с Россией, установлению большего климата доверия. Надо сказать, что политики сейчас, кроме госпожи Меркель, высказываются очень поляризованно, очень контрастно. Заместитель председателя фракции СДПГ в Бундестаге Гернот Эрлер подчеркнул особый характер взаимного доверия, которое установилось между двумя странами в последние годы, именно благодаря политике Шредера. Он считает, что это служит наилучшим образом интересам двух стран. Но при этом он адресовал очень жесткие упреки в адрес оппозиции, и многие газеты пишут даже с некоторой долей иронии, что христианские демократы и либералы уже сейчас заранее, еще не придя к власти, пытаются примазаться к внешнеполитическим успехам Шредера.

Андрей Шарый: Скажите, Евгений, по встрече Путина и Шредера было понятно, что это встреча близких друзей и что Путин приехал поддержать своего политического союзника Шредера в борьбе за пост канцлера Германии? Что говорят об этом обозреватели в Германии?

Евгений Бовкун: Разумеется, это было для всех очевидно, но германские газеты страсти вокруг этого предвыборного характера визита Путина не разжигают. Хотя большинство комментаторов, конечно, не сомневаются в том, что Москва хотела оказать услугу Шредеру, и упор больше делается на то, что скорее всего это была последняя услуга, и где-то даже мелькнул заголовок "Прощальная тусовка в Берлине".

Андрей Шарый: Строительство Североевропейского газопровода обойдется в 5 миллиардов долларов, ветка протянется по дну Балтийского моря и соединит Выборг с северогерманским городом Грайсфальд. Проектная мощность газопровода - 55 миллиардов кубометров, работу планируется завершить к 2010 году.

Интересно варшавская реакция на подписание соглашения о строительстве газопровода. В Польше обвиняют Германию в том, что договор был заключен за спиной и Польши, и других стран Европейского союза, и считают это решение политическим.

О польской реакции - корреспондент Радио Свобода в Варшаве Алексей Дзиковицкий.

Алексей Дзиковицкий: Немецко-российский проект строительства газопровода по дну Балтийского моря в Варшаве расценивают прежде всего как провал собственной дипломатии, которой не удалось убедить немцев и настоять, как планировалось ранее, на строительстве второй нитки Ямальского газопровода, который должен был проходить по польской территории.

Марек Белька: Прежде всего нам не удалось убедить немцев, что это для них плохой вариант. А Европейский союз и не может указывать немецкой фирме, какой контракт ей подписывать.

Алексей Дзиковицкий: Заявил премьер-министр Польши Марек Белька. Большинство польских экспертов считают, что немецко-российское соглашение - это шаг исключительно политический, поскольку строительство второй нитки Ямальского газопровода обошлось бы значительно дешевле, чем прокладывать трубы по дну моря. Между тем президент Польши Александр Квасьневский заявил, что Варшава не хотела бы, чтобы газо- и нефтепроводы когда-либо использовались в качестве политических инструментов - "это вызывает у поляков чувство беспокойства, поскольку все совершилось за спиной Польши". По словам Квасьневского, договор между Москвой и Берлином будет иметь плохое влияние на весь Европейский союз.

Александр Квасьневский: С точки зрения единой политики Европейского союза по отношению к России это нельзя назвать хорошей новостью, поскольку это проект одной из стран ЕС. Важной страны, но это исключительно немецко-российский проект, подготовленный за спиной Польши и других стран Европейского Союза.

Алексей Дзиковицкий: Публицист Мартин Басацкий считает, что Герхард Шредер уже несколько лет ведет политику укрепления отношений внутри треугольника Париж - Москва - Берлин, невзирая на других партнеров по Европейскому союзу. И сегодняшнее соглашение - это важный элемент этой политики, заявляет Басацкий. По словам ряда экспертов, предыдущее посткоммунистическое правительство сделало большую ошибку заморозив проект строительства газопровода из Норвегии, в результате Польша осталась практически полностью зависимой от российского газа. Теперь, считает Мартин Басацкий, нужно срочно вернуться к планам диверсификации поставок энергоносителей в Польшу, и это будет одной из главных задач нового правительства, которое будет сформировано после осенних выборов.

В Польше нередко говорят не только об экономической, но и о политической опасности укрепления отношений на линии Москва - Берлин. Необходимость иметь сильного союзника в такой ситуации - это один из основных аргументов сторонников более тесных связей с США и проамериканской политики Варшавы.

XS
SM
MD
LG