Ссылки для упрощенного доступа

В Ираке приведен к присяге президент и назван глава правительства


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.

Андрей Шарый: В Ираке приведен к присяге новый президент страны - первый после свержения Саддама Хусейна - и назван глава правительства. Руководящие должности распределены по этническому и религиозному принципу: президентское кресло досталось курду, его заместителями стали шиит и суннит. Главой правительства стал также представитель иракских мусульман-шиитов. Эксперты сравнивают эту систему распределения должностей, с той, которая существует уже много лет в Ливане.

Кирилл Кобрин: Премьер-министром Ирака стал представитель шиитов Ибрахим Джаафари. Умеренный политик, который не раз заявлял, что не является сторонником введения в стране норм шариата, не очень известен в Ираке, так как долгие годы жил в эмиграции. Его назначение стало результатом компромисса между политическими представителями шиитов, суннитов и курдов. Шииты - самая многочисленная религиозная община Ирака, именно поэтому их представитель и стал главой правительства. Премьер-министр обладает гораздо большими полномочиями, чем президент, имя которого было названо вчера. Джаафари - следуя своим политическим убеждениям - заявил, что в его кабинете будут представлены как мужчины, так и женщины, представляющие различные иракские этнические и религиозные группы.

Ибрахим Джаафари: Мы хотим, чтобы среди министров были и мужчины, и женщины. Мы хотим, чтобы в правительство вошли арабы, курды, туркмены и представители других меньшинств. Я думаю, если кабинет прежде всего будет сформирован на базе профессиональных качеств министров и при этом будет учтено разнообразие нашего общества, тогда мы сможем добиться успеха в нашей работе.

Кирилл Кобрин: Сказал новый премьер-министр Ирака.

Напомню, что вчера переходный иракский парламент избрал президентом страны курдского политика, главу Патриотического союза Курдистана Джаляля Талабани. Новоизбранный президент заявил, что будет придерживаться демократических принципов равных прав всех граждан Ирака.

Джаляль Талабани: Мы хотим сплотить иракский народ на основе свободного выбора и достигнуть полного равенства в правах и обязанностях, исключив всякого рода дискриминацию по признаку религии, этнической или расовой принадлежности. Мир тем, кто следует верным путем.

Кирилл Кобрин: Вице-президентами стали - шиит Адель Абдул Махди и суннит Гази аль-Явр. Участие иракских суннитов в руководстве страной вызывало и вызывает особые опасения. Именно сунниты являлись главной опорой режима Саддама Хусейна, именно в суннитских районах базируются повстанческие группировки, совершающие нападения на солдат международной коалиции и новой иракской армии. Сунниты почти полностью проигнорировали парламентские выборы в январе. Именно поэтому Талабани в своей речи уделил особое внимание правам этой части населения

Джаляль Талабани: Да-да, у нас есть программа. Наши братья, прежде всего - сунниты, должны занять подобающее им место во власти и получить все права. Мы курды, но в то же самое время, мы - сунниты. Мы защитим наших братьев - суннитов-арабов.

Кирилл Кобрин: Талабани, как и другие курдские лидеры, до недавнего времени выступал с лозунгом отделения курдских земель от Ирака и с оружием в руках противостоял режиму Саддама Хусейна. Избрание его президентом и распределение других государственных постов между представителями различных групп, часто враждующих друг с другом, заставляет некоторых политологов усомниться в том, что в будущем территориальная целостность Ирака сохранится. Другие эксперты указывают на параллель между новой системой распределения власти в Ираке и существующей уже несколько десятилетий подобной системой в Ливане. Заместитель директора Института востоковедения Российской Академии наук Владимир Исаев.

Владимир Исаев: В общем, это напоминает во многом конфессиональную систему Ливана, которая строится по тому же образцу и которая уже показала свою хрупкость хотя бы в конце 90-х годов, когда она просто-напросто рухнула, что привело к серьезной и длительной гражданской войне. В настоящее время в Ливане также нестабильная очень ситуация. В Ираке ситуация, судя по всему, может складываться именно таким методом и по такому же образцу. Потому что если новое руководство будет строить свою страну, в общем-то, пусть на необъявленном, но фактическом конфессиональном уровне, то, как правило, такой конфессиональный уровень должен базироваться на каком-то общем согласии общества. Вот готово ли к этому иракское общество, уверенности у меня в этом нет.

Кирилл Кобрин: Это было мнение востоковеда Владимира Исаева.

XS
SM
MD
LG