Ссылки для упрощенного доступа

Смена руководства в Киргизии существенно изменит характер отношений между Москвой и Бишкеком


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Олег Кусов.

Кирилл Кобрин: Аскар Акаев за несколько лет прошёл путь от поборника демократии в Центрально-Азиатском регионе до приверженца авторитаризма. Так считает эксперт Юрий Ханжин. Москва, на его взгляд, не смогла помочь Акаеву сохранить власть. Смена руководства в Киргизии существенно изменит характер отношений между Москвой и Бишкеком. Со специалистом по странам СНГ Юрием Ханжиным побеседовал наш корреспондент Олег Кусов.

Юрий Ханжин: Когда-то Аскар Акаев был искренним демократом. Во всяком случае мы все верили в это и говорили о том, что Кыргызстан - это единственная республика, где существует более или менее демократическое правительство, что там созданы условия для развития свободного гражданского общества. К сожалению, ситуация изменилась к худшему, и господин Акаев превратился в диктатора такого же типа, как и его соседи, тот же Рахмонов, Каримов и прочие нынешние руководители постсоветских азиатских республик. Я подчеркиваю это слово "постсоветских", потому что элита осталась прежняя, советская, и она в конце концов достигла того, чего хотела - полностью придушила начавшиеся демократические преобразования. И то, что сейчас происходит в Киргизии, - это вполне естественный ответ народа, оппозиционных сил на вызов, брошенный авторитарным режимом.

Олег Кусов: В четверг на свободу был отпущен господин Кулов. Что это за фигура, на ваш взгляд?

Юрий Ханжин: Господин Кулов, конечно, принадлежит к той же генерации политических лидеров республики Кыргызстан, что и господин Акаев. К сожалению, политическая, истеблишмент Кыргызстана сложился в советскую эпоху. Большевизм в свое время истребил живые силы верхов кыргызского народа, его аристократию, родовых старейшин, достойных аксакалов. Люди, выдвинувшиеся сейчас на авансцену политической жизни, все принадлежат к одной и той же группе советской номенклатуры. Но надо иметь в виду, что среди них есть те, кто мыслит более-менее демократически и национально. И то, что господин Кулов был в свое время отстранен Акаевым именно в тот период, когда Акаев стал переходить к авторитарным методам, приводит к тому, что все-таки, может быть, господин Кулов - это деятель демократического направления, и он сможет принести благо народу Кыргызстана.

Олег Кусов: На ваш взгляд, Кулов может стать лидером?

Юрий Ханжин: Думаю, что да. Если будет достигнут определенный консенсус на основе общедемократической программы преобразований, отстранение от власти нынешнего правительства, проведение честных выборов, борьбы с коррупцией и проведение подлинно независимой внутренней и внешней политики Кыргызстана.

Олег Кусов: Все-таки непонятна позиция Москвы. В четверг вечером пришло заявление официального представителя МИДа Александра Яковенко, в котором он говорит, что необходимо как можно быстрее обеспечить выполнение конституции Киргизской республики, воздержаться от любых действий, чреватых угрозой гражданскому миру и общественной безопасности, восстановить правопорядок. Это заявление уже сделано после того, как Аскар Акаев вылетел. Вот это какая-то двойственная позиция Москвы.

Юрий Ханжин: Российское правительство, конечно же, хотело бы сохранить статус-кво, но дело в том что оно его не может сохранить. Оно не смогло сохранить его в Грузии, не смогло сохранить на Украине. Механизмы имперского воздействия России на постсоветском пространстве сейчас действительно ослабли, Россия не является более гегемоном на этой территории. И если народные силы, оппозиционные силы окажутся достаточно сильными, чтобы свалить какого-то местного диктатора, пусть его и Москва поддерживает, все равно она ничего сделать не сможет. Это объективное историческое явление - крах великой державы, которая когда-то наводила страх на половину человечества. Сегодня она не обладает объективными силами для того, чтобы навязывать свою волю. Ее историческое время прошло. Поэтому приходится считаться с реальностью и лучшее, что могут сделать московские правящие круги, - это признать изменения в новых республиках и договориться с лидерами, которые придут к власти, а приемлемым - сосуществование, статус-кво, сохранение такого статус-кво, то есть существующего положения, которое бы устраивало обе стороны в большей или меньшей степени на основе компромисса, взаимных уступок. Иначе, конечно, Россия ничего не добьется.

Олег Кусов: Кыргызстан - один из активных членов СНГ. Как вы считаете, произойдет какая-то трансформация СНГ?

Юрий Ханжин: Дело в том, что ситуация в СНГ изменилась уже, она изменилась коренным образом в связи с переменами в крупнейших странах СНГ, прежде всего на Украине, а также в Грузии, которая невелика по размерам, но представляет собой ключевую страну Закавказья. То есть, конечно, эти изменения будут углубляться в связи с событиями в Кыргызстане и в других странах СНГ. Я думаю, что мы скоро услышим в новостях и из Белоруссии, и из других мест, в общем-то, изменения будут происходить. А изменения будут происходить в сторону ослабления главенствующей роли России. И если Россия будет достаточно разумна, то она, может быть, сможет превратить СНГ в своеобразный «круглый стол», где можно будет решать определенные противоречия между действительно независимыми государствами, находить какие-то общие точки зрения, но не навязывать позицию одного всем остальным.

XS
SM
MD
LG