Ссылки для упрощенного доступа

В России официально начался прием детей в первые классы


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кристины Горелик.

Андрей Шароградский: В России официально начался прием детей в первые классы. О том с какими нарушениями своих прав сталкиваются родители в материале обозревателя Радио Свобода Кристины Горелик.

Кристина Горелик: Несмотря на российские законы, по которым в школу обязаны принимать независимо от подготовленности ребенка и материальных возможностей родителей, на практике учиться становится все дороже. Чтобы попасть в хорошую школу, ребенку нередко нужно пройти сложную процедуру тестирования и собеседования и, даже одолев такие вступительные экзамены, не факт, что ребенок сможет поступить в первый класс.

Основным критерием поступления по-прежнему остается платежеспособность родителей. Рассказывает Анна Липина, Псков.

Анна Липина: Многие родители будущих первоклассников стараются выбрать школу не по принципу самая ближайшая к дому, а по принципу самая лучшая в городе. В Пскове есть несколько школ, имеющих статус лицейских. Желающих попасть в эти элитные учебные заведения с каждым годом не уменьшаются. Однако стать лицеистами или гимназистами могут только дети, которые успешно прошли настоящие вступительные экзамены, которые официально называются тестированием и собеседованием. Рассказывает мама первоклассника Наталья Новикова.

Наталья Новикова: Чтение обязательно, загадки разнообразные на сообразительность. Например, такие вопросы задавали: Сколько орехов в пустом стакане? или Что такое велосипед? Расставить числа или слова в определенном порядке. Не каждый ведь ребенок может проявить себя с незнакомым человеком настолько открыто, чтобы показать, что он годится в гимназисты или лицеисты.

Анна Липина: По словам Натальи Новиковой, успешно пройти тестирование еще не есть гарантия успешного поступления в лицей. По негласному правилу приоритетом при поступлении пользуются дети платежеспособных родителей или занимающих определенное положение в региональном сообществе.

Наталья Новикова: Такие дети, естественно, учатся за определенную мзду для школы. Я лично перед тестированием, зная, что мой ребенок стеснительный и робкий, вынуждена была попросить будущую учительницу в частном порядке позаниматься, подготовить ребенка к этому вступительному экзамену, разумеется, за дополнительную плату.

Анна Липина: Как говорит моя собеседница, попасть в элитную школу это еще цветочку, а вот, чтобы удержать там, надо приложить усилия не только школьнику, но и его родителям.

Наталья Новикова: Так называемый попечительский совет составляет схему изъятия денег, придумывает статьи расходов, например, ремонт школы, класса, учителю, чтобы к ребенку относился помягче. Родители стараются что-то подарить - конверт с деньгами, либо какие-то подарки, на которые учитель намекает. Это уже настолько принято, что уже никого не шокирует. Каждый родитель, который в состоянии платить, естественно заплатит.

Анна Липина: Однако об этой стороне учебы в лицеях и гимназиях родители стараются молчать, чтобы не навредить своему ребенку.

Кристина Горелик: В Ставрополье после трагических событий в Беслане с родителей начали собирать каждый месяц деньги на охрану школьных зданий. С подробностями Лада Леденева.

Лада Леденева: После событий в Беслане мэр города Владимир Шестопалов под предлогом борьбы за безопасность предложил взимать с родителей по 100 рублей в месяц за каждого школьника, и распорядился обсудить этот вопрос на собрании в каждой из школ. Общегородской референдум - платит или не платить - в некоторых школах больше походил на митинг.

- Защита прав граждан и безопасность лежит полностью на администрации муниципального совета. За безопасность вас, меня, моих детей несет администрация города. У них нет денег на это. Нас это не должно волновать. Они должны изыскивать.

Лада Леденева: Оказалось, что в городе нет специально обученной охраны для работы с детьми. Обучить ее также предполагалось на деньги родителей.

Родительница: Я не могу, например, выделить 100 рублей. Это, я думаю, не целесообразно, потому что все решетки, все сделай и все равно, если им надо, они зайдут и убьют.

Лада Леденева: Тема платной безопасности в школах долго муссировалась в местной печати. Ее обсуждали в трамваях, магазинах и других людных местах. Наконец, всем городом сказали "нет" непопулярной инициативе. Однако какое-то время спустя под шумок в отдельной школе плату за безопасность все же ввели.

Родитель: У меня две дочери не работают, я пенсионер. Я должен кормить их. У меня двое внуков в школе учатся. В школу за охрану 50 рублей надо платить, придумали - за охрану. В 30-й школе. Теперь 10 рублей техничке.

Лада Леденева: Не секрет, что бесплатное образование давно стало мифом не только для пятигорчан. Об этом пишут газеты, эту тему поднимают с трибун митингующие. Говорит преподаватель, профессор Пятигорского лингвистического университета Станислав Локтев.

Станислав Локтев: Детские садики, детские ясли. Родители приходят и платят взнос равный 3 тысячам, а затем по 300 рублей в месяц, а затем на ремонты и так далее и так далее. Ремонтирую-то сами воспитатели! Вот вам, пожалуйста, такая картина. Высшее образование - принцип платности везде и повсюду, который закрывает дорогу для многих и многих молодых людей.

Лада Леденева: Министр образования края Алексей Шабалдас не раз призывал ставропольцев сообщать обо всех случаях принудительной оплаты в системе образования. Однако родители, как правило, предпочитают молчать и неспроста.

Родитель: А вы знаете, как это отразится на детях? Вот из школы, может быть, не выгонят, но все это отразится на этих детях.

Лада Леденева: Вот лишь один пример. Не так давно родители первоклассников пятигорской школы-лицея номер 15 обратились с жалобой в Министерство образования на учительницу, которая вынуждала их одаривать дирекцию, педколлектив и даже технический персонал. Педагогу грозило увольнение. В результате работы она так и не лишилась, а несколько детей, родители которых инициировали жалобу, были вынуждены перейти в другой класс.

XS
SM
MD
LG