Ссылки для упрощенного доступа

Представители американской администрации потребовали беспрепятственного доступа в восточные районы Узбекистана сотрудников Международного Красного Креста


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Андрей Шарый, Эльмурат Юсупалиев.

Андрей Шароградский: Представители американской администрации потребовали беспрепятственного доступа в восточные районы Узбекистана сотрудников Международного Красного Креста, чтобы проверить данные о гибели сотен мирных жителей в ходе столкновений в Андижане и других городах Ферганской долины. До сих пор нет точных данных ни о числе погибших, ни о количестве арестованных в ходе беспорядков.

В Андижане работает специальный корреспондент Радио Свобода Андрей Бабицкий. С ним беседовал Андрей Шарый.

Андрей Шарый: Говорилось о том, что в этих трагических событиях погибло не менее 500 человек, но сегодня появилась новая информация о том, что убитых может быть около 800. Кто собирает эту информацию? Насколько можно доверять таким цифрам?

Андрей Бабицкий: Я думаю, что никакие цифры сейчас не могут быть достоверными, поскольку не существует никакой официальной информации. Нет даже никаких центров, где люди могли бы обменяться информацией, суммировать информацию, поделиться какими-то сведениями о том, что произошло. Город живет исключительно слухами. Кроме всего прочего, очень сложно понять из тех людей, которые пропали, а огромное количество пропавших без вести, кто арестован, а кто убит.

Сейчас, мне кажется, все цифры не имеют под собой никаких серьезных оснований. 500 убитых - это число появилось на основании приблизительных подсчетов по итогам бойни, которая произошла 13 мая у кинотеатра "Юбилейный". Но дело в том, что события происходили еще и 14 числа. Кроме того, мы еще знаем о том, что были жертвы в Тешикташа, когда по беженцам был открыт огонь. Поэтому, наверное, эта цифра может корректироваться, но, я боюсь, что точно числа все равно никто не узнает, поскольку надо просто представлять себе атмосферу здесь. Здесь нет никаких источников информации.

Андрей Шарый: Андрей, давайте попробуем каким-то образом выстроить вектор политического развития ситуации. Понятно, что может быть одна из главных проблем - это нехватка информации. Однако все-таки вы находитесь на месте событий. Насколько вы понимаете, в какую сторону развивается ситуация? Что, собственно говоря, сейчас происходит? В чем содержание событий последних дней?

Андрей Бабицкий: Я предполагаю, что властям удается взять ситуацию под контроль, поскольку в район переброшены войска. Сейчас в Андижане огромное количество сотрудников спецслужб, которые в гражданской одежде на улице перекрывают дороги, следят за порядком. Как мне кажется, никаких волнений в ближайшем будущем ожидать не приходится, поскольку сам субъект мятежа сегодня отсутствует в республике. Те люди, которых называют "акрамистами", вместе со своими семьями в большинстве своем покинули Узбекистан через два коридора, которые, по всей вероятности, были открыты вынуждено или намерено. Сейчас они в лагерях беженцев на территории Кыргызстана.

Как мне представляется, нет ни одной политической силы или ни одной подпольной экстремистской силы, которая сегодня могла бы продолжить эти волнения, имела бы намерение продолжить, имела бы достаточные силы для этого.

Андрей Шарый: Андрей, давайте попытаемся дать какую-то характеристику тому, что случилось на минувшей недели в Андижане. Стихийный бунт, социальный протест, политические волнения или религиозные выступления, что больше соответствует действительности?

Андрей Бабицкий: Это было прямое недовольство судебным процессом, который проходил над лидерами так называемой "Акрамии".

Андрей Шарый: Каковы могут быть политические последствия случившегося для режима Ислама Каримова?

Андрей Бабицкий: У меня есть ощущение, что настроение у людей, которые возлагают всю вину за произошедшую бойню на Ислама Каримова, что это могло бы сильно подорвать его позиции и очень быстро ослабить его власть, если бы в республике существовало гражданское общество, если бы были средства массовой информации. Но в условиях жесткого авторитарного режима, который выстроил Ислам Каримов, близких последствий ожидать не приходится, хотя улицы сегодня относятся к Исламу Каримову, по крайней мере, андижанская улица как к человеку, который несет ответственность за гибель сотен гражданских лиц.

Андрей Шароградский: Корреспондент Радио Свобода Эльмурат Юсупалиев побывал в лагере в Сузакском районе Киргизии, где находятся беженцы из Узбекистакна, вот что он рассказал.

Эльмурат Юсупалиев: На данный момент лагерь беженцев находится в Сузакском районе Джелал-Абадской области в селе Карадарья. Там, по официальным данным, 528 человек. Я разговаривал с беженцами, они рассказали, что, когда они уходили из Андижана, их было примерно полторы тысячи человек. Они в руках несли белый флаг, чтобы военные не стреляли по ним. Они кричали, что у них нет оружия, они хотят, как беженцы, перейти в сторону Кыргызстана. Но военные начали стрелять по ним. До Кыргызстана дошли только 528 человек. У ашхабадской границы, в граничащем с Кыргызстаном районе Узбекистана, их было где-то порядка 560 человек, но пограничники Узбекистана их не пропускали в сторону Кыргызстана, начали стрельбу. Там погибло, по словам беженцев, примерно 20-30 человек. Только 528 человек сумели перейти в сторону Кыргызстана.

Журналист: Как встретила беженцев киргизская сторона?

Эльмурат Юсупалиев: Кыргызстан встретил беженцев нормально. Киргизские кограничники приняли их, но заблокировали, в город их не пускают. Сейчас лагерь беженцев находится в ущелье села Карадарья. Киргизские пограничники их охраняют от разных провокаций. На данный момент кыргызские власти устроили палаточный городок, обеспечивают беженцев всеми необходимыми для жизни вещами - теплой одеждой, пищей, продуктами питания. Среди беженцев было 18 человек раненых. Все раненные на данные момент лечатся в сузакской районной больнице в Кыргызстане. Они лечатся за счет кыргызского государства.

Есть еще неофициальная, пока не подтвержденная информация, что еще один лагерь беженцев находится в Базаркурганском районе Кыргызстана. Там, также по неофициальным данным, находится 600 человек. Официально по этому поводу информацию невозможно получить.

Буквально вчера уполномоченный представитель президента Кыргызской республики по Южному региону заявил, что узбекских граждан, которые перешли на сторону Кыргызстана он не может назвать беженцами, потому что этот статус определяется международными организациями, которые дают этот статус. На данный момент кыргызское правительство решает вопрос о возможной депортации их из страны.

XS
SM
MD
LG