Ссылки для упрощенного доступа

Нарушения прав человека, совершаемые сотрудниками службы безопасности Рамзана Кадырова


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.

Кирилл Кобрин: Правозащитники и политики вновь заговорили о нарушениях прав человека в Чечне, которые, по их мнению, совершают сотрудники службы безопасности Рамзана Кадырова. Эта тема возникла после того, как в Чечне был похищен сотрудник компании "Грознефтегаз" Ильяс Магомадов, а сегодня в Москве журналистам об этом рассказывал бывший вице-премьер республики Беслан Гантамиров. Тем временем, в самой Чечне продолжаются столкновения между боевиками и солдатами внутренних войск. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.

Максим Ярошевский: 200 тысяч долларов - столько потребовали похитители за освобождение сотрудника компании "Грознефтегаз" Ильяса Магомадова (в Чечне он представлял интересы "Роснефти"). Об этом в интервью радио Свобода рассказал близкий друг Магомадова, сотрудник фонда "Антитеррор" Руслан Мартагов.

Руслан Мартагов: Насколько нам известно, позавчера, 15 числа, во время возвращения с работы на трассе Грозный-Знаменское, недалеко от станицы Первомайская, он был остановлен неизвестными в камуфляжной форме. Мы так называем "неизвестные", потому что все неизвестные в камуфляжной форме - это кадыровцы. Ими он и похищен. Похищен с целью выкупа. Почему мы так говорим? Потому что это достоверный факт, они уже вышли с предложением о выкупе. Первоначально они запросили 500 тысяч, сейчас, насколько я знаю, до 200 тысяч по состоянию на вечер вчерашнего дня. Как говорится, они действуют по принципу - торг уместен. Он связывался с родственниками здесь в Москве. Там же заставляют сразу связываться и говорить, чтобы готовили деньги.

Что мы можем сейчас предпринять? В первую очередь, надо вытащить человека. Все остальные действия будут только потом.

Арслан Саидов: Насколько эта история типична для Чечни?

Руслан Мартагов: Сама, можно сказать, каждодневная практика. Разницы нет. Они его выбрали не потому, что это Ильяс Магомадов, а потому что в самой системе "Грознефти" уже весь руководящий состав побывал в заложниках. Там похищают не потому, что вы какой-то политический противник (в этом случае убивают сразу), а похищают только потому, что у вас в кармане есть лишняя 1-2 тысячи рублей. История заканчивается тем, что в худшем случае находят труп, в других случаях человек выходит сломленный.

Максим Ярошевский: С Русланов Мартаговым беседовал корреспондент радио Свобода Арслан Саидов.

Сегодня же о своих претензиях к чеченскому спецназу заявил бывший вице-премьер Чечни Беслан Гантамиров. По его данным, бойцы Службы безопасности нынешнего вице-премьера правительства Чечни незаконно захватили несколько офисов, принадлежавших его родственникам, и участок земли, где члены семьи собирались построить торговый центр. В беспределе, который творится сегодня в Чечне, бывший вице-премьер обвиняет персонально Рамзана Кадырова

Беслан Гантамиров: Если сегодня в Чеченской республике возможны наезды на столь известную фигуру как Беслан Гантамиров и его семью, то вы представляете, что там творится в отношении рядовых граждан Чечни, чей голос не может быть услышан ни при каких условиях, даже если вырежут всю семью?! Все, что не принадлежит семье Кадыровых, незаконно и не имеет права на жизнь. Если вы хотите открыть бизнес, если вы хотите заняться предпринимательством, то львиная доля этого бизнеса должна принадлежать семье Кадырова (лично Рамзану Кадырову или его ближайшему окружению). В этом случае вы подпадаете под юрисдикцию защиты. Но, не дай бог, попытаетесь что-либо сделать самостоятельно. Тут же немедленно ваш бизнес или будет взорван, или будет отобран, или вы пропадете без вести.

Максим Ярошевский: Говорил Беслан Гантамиров. О бывшем вице-премьере Чечни в интервью радио Свобода рассказал эксперт по Северному Кавказу, сотрудник правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.

Александр Черкасов: Совсем недавно Рамзан Кадыров обвинял Беслана Гантамирова в связях с боевиками. На самом деле из ныне действующих чеченских политиков Гантамиров, пожалуй, в меньшей степени может считаться связанным с боевиками. Просто по той причине, что он находился в оппозиции сепаратистам с 1994 года.

Беслан Гантамиров в 1991 году был одним из активных участников того, что позже назвали чеченской революцией. Он участвовал в захвате здания ГКБ и, вообще, сначала был одной из опор Джохара Дудаева. Все закончилось весною 1996 года. Тогда Москва сделала ставку на Доку Завгаева. Гантамиров, который отказался быть безоговорочным сторонником Завгаева, быстро был обвинен в имущественных преступлениях и надолго посажен до начала второй чеченской войны. В июне 2000 года стало ясно, что Москва сделала ставку на Ахмат-Хаджи Кадырова.

Максим Ярошевский: Сегодня насколько силен Беслан Гантамиров как политик?

Александр Черкасов: Он известен. Насколько он силен сегодня? Публичной политики в современной Чечне, может быть, даже и нет. Публичная политика - это все-таки какая-то дискуссия. Трагедия современной Чечни как раз в том, что ни нынешняя власть, ни нынешняя вооруженная оппозиция, то есть подполье, не порождают публичную политику.

XS
SM
MD
LG