Ссылки для упрощенного доступа

Проблема панельных многоэтажек в Польше


Программу ведет Дмитрий Морозов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Алексей Дзиковицкий.

Дмитрий Морозов: Польше, как и другим странам бывшего Восточного блока, в наследство от предыдущей системы достались тысячи панельных многоэтажных домов, которые постепенно приходят в негодность. О том, как решают эту проблему поляки, рассказывает Алексей Дзиковицкий.

Алексей Дзиковицкий: На сегодняшний день в старых, построенных еще во времена Польской Народной Республики, многоэтажках живет каждый третий поляк. Эти дома, на ремонт которых чаще всего не хватает средств (а иногда их отремонтировать просто невозможно) постепенно разрушаются. Более обеспеченные владельцы квартир в таких многоэтажках продают их и перебираются в дома на окраине или в современные многоэтажки, где, чихнув среди ночи, можно не опасаться за сон соседей.

В 20-30-е годы минувшего столетия быстрые способы решения «жилищного вопроса» пытались найти во Франции, Германии, Голландии, Советском Союзе и других странах. Отцом многоэтажек принято считать Ле Корбюзье, известного французского архитектора-модерниста, который пропагандировал теорию «машин для жилья» - огромных домов из готовых частей, в которых размеры квартир ограничены до минимума.

В начале 50-х эту теорию воплотили в жизнь в Марселе, построив одну панельную многоэтажку, да на этом и остановились. Теперь туда водят туристов. Полякам повезло куда меньше.

Первые панельные многоэтажки начали появляться в варшавском районе Еленки в 1958 году. Журнал «Архитектура» тогда писал: «При помощи простых технологий и небольшого числа элементов удалось найти решение, которое позволяет говорить о больших пространственных возможностях и выгоде в эксплуатации. В свою очередь территории, полученные в результате большой концентрации кубатуры, упрощают процесс дальнейшего совершенствования проекта».

В начале 60-х в Польше была принята программа массового строительства многоэтажек, которая предполагала производство в так называемых «фабриках домов» около 220 тысяч квартир в год.

Теперь эти дома понемногу рассыпаются, ведь еще во времена ПНР официально признавалось, что 15 процентов полуфабрикатов для строительства панельных домов получали повреждения во время транспортировки и еще столько же во время самого строительства.

В бывшей ГДР, в частности, в Берлине, к решению проблемы блочных домов приступили практически сразу после падения берлинской стены - часть многоэтажек были просто разрушены, однако некоторые все же отремонтировали.

«Мы не так богаты, чтобы откладывать решение этой проблемы - потом это будет стоить еще дороже», - говорили в Германии.

Польша, как известно, вовсе не богаче Германии, однако здесь решение проблемы панельных домов сводится, прежде всего, к их ремонту. Говорит архитектор Лешек Козловский.

Лешек Козловский: Что касается жителей блочных домов, то большинство из них, конечно, хотели бы жить в более комфортных условиях. Многие продают свои квартиры, докладывают еще и покупают новое жилье. Муниципальные власти стараются как-то изменить ситуацию. Многоэтажки обкладывают пенопластом, красят в более живые, яркие цвета, делают мощеные дорожки между домами. Много дает даже обыкновенная замена металлических качелей деревянными на детской площадке. Нужно просто иначе подойти к этому.

Алексей Дзиковицкий: В середине 90-х Гданьск был одним из первых городов в Польше, где началось «облагораживание» спальных районов - многоэтажки утеплили, прежде всего, крыши и фасады. Затем на домах появились огромные рисунки - от изображений божьих коровок, до портрета Леха Валенсы, который много лет жил в одной из гданьских многоэтажек.

Однако в Польше, в отличие от той же Германии, где большинство многоэтажек находятся в коммунальной собственности, панельные дома принадлежат жилищным кооперативам, которые нередко сталкиваются с проблемой хронических задолженностей многих жильцов по квартплате.

Отсюда и недостаток средств на ремонт, а государственных программ дофинансирования ремонтов многоэтажек в Польше практически не существует. Поэтому весь ремонт нередко сводится к покраске.

Лешек Козловский: Нужно смотреть правде в глаза - с таким количеством панельных домов необходимо что-то делать и как можно скорее. Потом решение этой проблемы обойдется гораздо дороже. Серьезно над этим должны задуматься и в Европейском Союзе.

Алексей Дзиковицкий: А в Европейском Союзе об этом, как оказалось, хотя и совсем недавно, но все же уже подумали. Накануне была утверждена первая общеевропейская программа, в которой обращено внимание на необходимость перестройки спальных районов советского образца.

XS
SM
MD
LG