Ссылки для упрощенного доступа

России грозит демографическая деградация


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.

Андрей Шарый: России грозит демографическая деградация. О том, как избежать этого явления, обеспечить переход к демографическому развитию, который основан на росте потенциала и численности населения страны, размышляют авторы проекта под названием "Демографическая доктрина России". Этот документ определяет принципы и направления организации демографического развития России почти на полвека, до 2050 года. На презентации этого важного для страны проекта побывал наш корреспондент.

Олег Кусов: Демографическую доктрину России разработал Институт мирового развития в Москве по заказу Общественного Движения развития. Слово - директору Института мирового развития Серафиму Мелентьеву.

Серафим Мелентьев: Этот проект разослан руководителям государства, ведущих религиозных конфессий и всем, от кого зависит будущее демографического развития страны. Нашей методологией является то, что мы организуем междисциплинарные коллективы для разработки любых проблем, в частности - демографической в данном случае. Поскольку сложные проблемы, которые на сегодняшний день в культуре решения не имеют, поскольку все говорят о демографической проблеме, но никто не знает, как к ней подобраться и как ее решать, поэтому эти сложные проблемы могут в течение определенного времени очень интенсивно разрабатываться только сложносоставными коллективами людей, которые после этого должны мобилизовать, определить, инициировать государственную волю на решение этих проблем.

Олег Кусов: В России очень высокая смертность людей. Говорит заместитель председателя думского Комитета по охране здоровья Николай Герасименко.

Николай Герасименко: У нас европейская, я бы даже сказал, супернизкая рождаемость при африканской смертности. Мы ежегодно теряем естественный прирост примерно миллион, 950 тысяч. У нас рождается ежегодно где-то 1 миллион 400 тысяч, а умирают 2 миллиона 300 - 2 миллиона 360 жителей при смертности - 16,4. Еще 100 лет назад Россия занимала среди стран мира 4 процента. Сейчас - уже менее 2 процентов. В перспективе к 2050 году мы будем занимать около 1 процента населения. Один из важнейших вопросов - это снижение смертности. Мы реально можем только за счет снижения смертности, позорной смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, - а у нас ежегодно погибает (говорю - погибает, потому что умирают молодые, в 40 лет, в 45 от инфарктов, от инсультов и так далее) 1 миллион 200 - 1 миллион 300 тысяч человек, - если мы ее хотя бы в два раза снизим, а это реально абсолютно, то меньше будут умирать на 600 тысяч человек. И также огромная смертность от травм, несчастных случаев, связанных с алкоголем, с автодорожным транспортом и так далее. То есть если проводить нормальную, сбалансированную политику, можно за счет смертности уменьшить естественную убыль населения на 800 тысяч в год.

Олег Кусов: Но не менее важно для страны поднимать и уровень рождаемости. Слово - директору Института мирового развития Серафиму Мелентьеву.

Серафим Мелентьев: Безусловно, заниматься нужно, необходимо снижением сверхсмертности. Это должны быть некие текущие меры в рамках государственной политики. Но при этом необходимо повышать рождаемость в стране, потому что будущее страны - это в любом случае дети, которые родятся сегодня и которые должны быть высокообразованные, подготовленные, и каждый сегодня родившийся через 20 лет должен стоит троих сегодняшних. Поэтому национальный проект должен быть для выполнения государственных целей, и он должен состоять из этих двух аспектов на сегодняшний день.

Олег Кусов: Демографический кризис в стране можно преодолеть только в том случае, если свои проблемы решит самый многочисленный в стране русский народ. Говорит главный редактор издательского дома «Националь» Рустам Арифджанов.

Рустам Арифджанов: Когда мы говорим о кризисе, в первую очередь мы говорим о критической ситуации внутри самого русского народа. Мои некоторые коллеги успокаивают и говорят: "Ну, русский народ на протяжении всей своей истории показывает, как он может впитывать другие этносы в себя, оставаясь русским народом, сохраняя традиции, культуру и язык. И даже в Казани мне приводили пример: при захвате Казанского ханства было где-то около 9 миллионов русских и 7 миллионов татар - и все развитие показало, что татары никуда, естественно, не исчезли, а стали частью русского народа. И по многим фамилиям русских людей мы понимаем, куда делись представители татарского народа. Но на сегодняшний день это заблуждение. Процессы идут настолько быстро, что даже такой народ, как русский, умеющий благоприятно для себя впитывать другие этносы, уже не успевает заниматься этим процессом. И в ближайшее время мы не сможем впитать огромную массу китайского населения, растворить в себе, мы не сможем впитать и некие другие этносы, в том числе из государств Южного Кавказа и государств Центральной Азии, и в этом тоже сохранение самобытности русского народа, это тоже важная демографическая задача. Говоря о государственной демографической доктрине, надо, наверное, помнить, что русские люди, русский народ на основе своей самоорганизации должен понимать, что эта задача перед ним стоит, что трагедия наступает прежде всего в центральной России, в самобытном ядре, где зародился и появился русский народ. Потому что если нормальные, понимающие проблемы люди этим заниматься не будут, то этим будут заниматься направляемые определенными силами мальчишки, стриженные под ноль, или организации фашистского и профашистского толка.

Олег Кусов: Авторы Демографической доктрины России считают необходимым принять национальные программы в виде федеральных законов: «Трехдетная семья», «Здоровое материнство», «Перспективное детство», «Многодетная русская семья» и некоторые другие.

XS
SM
MD
LG