Ссылки для упрощенного доступа

Лидер республиканского большинства в Палате представителей Конгресса США отверг обвинения в причастности к незаконному финансированию партии


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Аллан Давыдов и Андрей Шароградский.

Кирилл Кобрин: Лидер республиканского большинства в Палате представителей Конгресса США Том ДеЛэй отверг выдвинутые против него обвинения в причастности к незаконному финансированию своих однопартийцев. Тем не менее ДеЛэй вынужден временно покинуть свой пост в нижней палату парламента, оставаясь простым конгрессменом. Обозреватели в США считают, что вся эта история может существенно сказаться на внутриполитической ситуации в стране. Тему продолжит корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Аллан Давыдов.

Аллан Давыдов: Дорога Тома ДеЛэя во власть не была гладкой. В молодости он крепко выпивал, за что был исключен из университета. Поступив в другой, выучился на биолога и преуспел на поприще борьбы с биопаразитами. В 1978 году ДеЛэя избрали в палату представителей штата Техас, а в 1984 - в палату представителей Конгресса Соединенных Штатов. Год спустя он нашел в себе силы резко изменить образ жизни, покончив с алкоголизмом и глубоко уверовав в Бога. Независимый аналитик Стюарт Ротенберг говорит, что коллеги- конгрессмены прозвали Тома ДеЛэя «Молотом» за его жесткий, целеустремленный характер.

Стюарт Ротенберг: Он очень энергичный и умелый законодатель. Он не отсиживается на задней скамейке, всегда имеет свое мнение и не позволяет манипулировать собою.

Аллан Давыдов: Будучи многолетним заместителем председателя, а затем и председателем фракции республиканцев в Палате представителей, Том ДеЛэй успешно обеспечивал строгую партийную дисциплину при голосовании и применял изощренные парламентские приемы для сохранения контроля республиканцев над палатой. Он также прославился как незаурядный фандрейзер. По словам его биографа Лу Дюбоуза, ДеЛэю удавалось собирать миллионы долларов на политические кампании своих коллег-республиканцев.

Лу Дюбоуз: Он собрал для них больше денег, чем любой другой член Конгресса за всю его историю. В этом Тому ДеЛэю нет равных.

Аллан Давыдов: Четыре года назад ДеЛэй создал в родном штате комитет под названием «Техасцы за республиканское большинство». Деятельность комитета привлекла внимание окружного прокурора Ронни Эрла. В результате организованного им расследования большое судебное жюри в Техасе в минувшую среду предъявило Тому ДеЛэю обвинение в преступном сговоре с целью незаконного финансирования политических кампаний. Согласно обвинению, ДеЛэй и двое его компаньонов якобы проводили через вышеупомянутый комитет и техасское отделение Республиканской партии многотысячные денежные пожертвования от частных корпораций, направляя их в избирательные фонды своих соратников по партии. Полагают, что именно благодаря этому республиканцы получили большинство в законодательном собрании Техаса.

Сам ДеЛэй говорит, что обвинение против него является безответственным и не подкреплено ни одним фактом. Он считает, что все это - происки окружного прокурора Ронни Эрла, который является демократом.

Том ДеЛей: Данное обвинение не может быть состоятельным даже при самом тщательном рассмотрении. Оно является результатом скоординированной преднамеренной кампании политического возмездия, в которой явно проглядывает мстительное расследование под руководством партийного фанатика.

Аллан Давыдов: Реакция демократов на обвинение, предъявленное видному республиканцу Тому ДеЛэю, выглядит смешанной. Бывший кандидат в президенты глава Демократического национального комитета Говард Дин назвал это обвинение симптомом коррупции, культивируемой республиканцами в Вашингтоне. Коллеги ДеЛэя по Палате представителей из числа политических соперников реагируют более сдержанно. Конгрессмен-демократ Гарольд Форд говорит, что скандал грянул очень некстати.

Гарольд Форд: Это, конечно, невеселое время для всех нас. У палаты напряженная повестка дня, включающая преодоление последствий двух страшных ураганов и утверждение бюджета страны на следующий год. Поэтому для нас важнее всего продолжать работу. И не превращать Палату представителей в арену межпартийной перепалки.

Аллан Давыдов: Следуя правилам Палаты представителей, Том ДеЛэй сложил с себя обязанности лидера республиканской фракции Палаты, оставаясь просто конгрессменом. На пост лидера большинства вместо него временно был избран конгрессмен Рой Блант, который не преминул выразить поддержку ДеЛэю.

Если вина ДеЛэя в незаконном финансировании политических кампаний будет доказана, то его могут приговорить к тюремному заключению на срок от полугода до двух лет.

Кирилл Кобрин: Продолжим тему. В российской "Независимой газете" сегодня появилась публикация о возможном так называемом "русском следе" в деле конгрессмена Тома ДеЛэя. О том, мог ли ДеЛэй за деньги лоббировать интересы российских компаний, и о сути предъявленных ему обвинений мой коллега Андрей Шароградский беседовал с обозревателем Радио Свобода, специалистом по американской внешней и внутренней политике Алексеем Цветковым.

Андрей Шароградский: Алексей, в американской практике насколько уникально это событие, что лидеру фракции Конгресса предъявляется обвинение в коррупции?

Алексей Цветков: Последний случай, который я помню, был в конце 80-х годов, когда не лидер фракции, но глава очень влиятельного комитета попал просто под суд в результате того, что он использовал фонды Конгресса для рассылки писем о собственной кампании. В конечном счете, он вылетел из Конгресса и попал в тюрьму. Так что, это не уникально в принципе. Мы не знаем еще, как разовьется дело.

Андрей Шароградский: Сама суть дела. Используются какие-то фонды для финансирования политических кампаний. Это часто встречается в американской практике?

Алексей Цветков: Это довольно часто встречается, но очень часто вскрывается, потому что есть механизмы для этого. Я не скажу, что вскрывается все. В данном случае - это отмывание денег с помощью вообще одиозной фигуры, лоббиста Джек Абрамов, который ощипывал индейские племена. Он был лучшим другом ДеЛэя. Это одно из обвинений, но самое главное, которое очень сильно его заклеймляет. Они сливали фонд в кампанию Республиканской партии, который совершенно не предназначен для этой цели.

Андрей Шароградский: Это осознанная махинация, или попытка использовать некие пробелы в законодательстве?

Алексей Цветков: Это совершенно осознанные махинации, поскольку, грубо говоря, тот факт, что прокурор Техаса, которого ДеЛэй обвиняет в политических мотивах, предъявил обвинение, это означает, что состав преступления, по крайней мере, на бумаге есть. Так что, это прямое нарушение закона. Это не первый случай в практике ДеЛэя, по крайней мере, когда об этом говорили, но это первое обвинение.

Андрей Шароградский: Вы упомянули имя Джека Абрамова, который также известен своими связями с Россией. В этой связи в российской прессе даже появились предположения о том, что ДеЛэй за деньги мог лоббировать интересы России в Конгрессе. Можно купить американского конгрессмена?

Алексей Цветков: Ни в коем случае ни в пользу России. Конечно, все продается и все покупается, но ни в пользу России, потому что в России у американского конгрессмена нет электората. У американских конгрессменов есть законные методы покупки друг друга, когда я тебе поддержку вот этот законопроект, а тому другой. Эта тема даже не возникала. В России это, видимо, домысливают. Главное то, что он использовал фонды нецелевые на свою кампанию и на общие фонды кампании Республиканской партии.

XS
SM
MD
LG