Ссылки для упрощенного доступа

"Мы должны использовать недовольство Ахмадинежадом в иранской элите"


Пока вокруг Ирана собираются тучи, Иран собирает друзей. Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов в Тегеране
Пока вокруг Ирана собираются тучи, Иран собирает друзей. Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов в Тегеране

Передача иранской проблемы на обсуждение в Совет Безопасности ООН является практически решенным делом, как считают германские комментаторы. В сегодняшнем интервью телеканалу ZDF заместитель министра иностранных дел Германии Гернот Эрлер так охарактеризовал вчерашние дипломатические консультации по Ирану в Лондоне: «Это были трудные переговоры. За одним столом были представители стран европейской «тройки», США, России и Китая. Нашей целью было договориться о последующих шагах. Участники согласились с тем, что мировое сообщество не имеет права не реагировать на провокацию Ирана, возобновившего программу по обогащению урана, которая может вести к созданию атомного оружия. Первоочередной задачей сейчас является добиться возвращения Ирана к прежним договоренностям. Поэтому все высказались за проведение специального заседания Совет управляющих МАГАТЭ уже 2 февраля».


Все участники обсуждения согласились также на том, что для предварительной проработки возможных решений МАГАТЭ потребуются дальнейшие консультации. Комментаторы указывают на то, что потребность в дополнительных консультаций может являться следствием отсутствия единства между участниками лондонских переговорах по некоторым принципиальным моментам. Видимо, имеются в виду расхождения между западными странами и традиционно высказывавшими особое мнение Китаем и Россией. Вовлечением последней в поиск консенсуса с западными столицами озаботилась германский канцлер Ангела Меркель, в понедельник подробно обсуждавшая иранский вопрос с Владимиром Путиным. В Москве была достигнута договоренность о тесной координации шагов двух стране в решении иранской проблемы. Отсутствие такой координации, указывают эксперты, лишит международное сообщество даже подобия инструмента воздействия на Тегеран.


Но существует ли такой инструмент вообще? И есть ли еще у внешних сил шанс воздействовать на первых лиц Ирана? Немецкий политолог Фолькер Перетс отвечает на этот вопрос утвердительно. Он считает, что иранскому руководству (по крайней мере, его части) очень не хотелось бы допустить передачи вопроса о ядерной программе в Совбез. «Мы должны использовать то, что значительная часть бюрократического и политического аппарата Ирана, элиты, хотела бы сохранить хорошие отношения с мировым сообществом. Возможно, нам стоило бы поддержать этих людей против Ахмадинежада (Махмуда Ахмадинежада, радикального президента Ирана – РС)».


Единство мирового сообщества в иранском вопросе возможно. Свой вклад в его достижения смогла внести в Москве Ангела Меркель. Похоже, ей удалось добиться сближения позиций с Путиным по иранской проблеме, которая фигурировала среди других значимых тем переговоров – чеченского вопроса и проблемы демонтажа демократических свобод в России. Этой теме была посвящена встреча Меркель с российскими правозащитниками в посольстве ФРГ в Москве.


Демонстрация нового немецкого стиля пришлась явно не по вкусу российскому руководству. Также приглашенный на встречу с канцлером спикер Госдумы Борис Грызлов вместе с другими представителями верных Кремлю сил покинул встречу, не дожидаясь ее конца.



XS
SM
MD
LG