Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Действие закона "Патриот США" продлено на четыре года. Имеют ли нелегальные иммигранты право на социальную помощь - американские дебаты


Юрий Жигалкин: Действие закона "Патриот США" продлено на четыре года. Имеют ли нелегальные иммигранты право на социальную помощь - американские дебаты. Таковы темы уик-энда в рубрике "Сегодня в Америке".


После длительных дебатов Конгресс продлил критикуемый многими правозащитниками закон "Патриот США", предоставляющий властям более широкие полномочия в наблюдении за потенциальными террористами. Критики закона заявляют о том, что он попирает личные права американцев, тем не менее, с ними не согласилось подавляющее число законодателей.


Рассказывает Аллан Давыдов.



Аллан Давыдов : Сенат окончательно проголосовал за продление закона "Патриот США" 89 голосами против 10. Голосование стало возможным только после того, как республиканцы, обеспокоенные процедурными проволочками демократов, убедили президента Буша согласиться на некоторое смягчение ряда статей закона. Во вторник Палате представителей также предстоит утвердить принятый ранее Сенатом законопроект, усиливающий защиту гражданских свобод при реализации закона "Патриот США". И тогда, как ожидается, президент Буш подпишет оба документа до 10 марта.


Совокупные изменения в законодательстве лишают спецслужбы права знакомиться с формулярами читателей и выяснять их интернет-запросы сделанных во время пользования компьютерами в общественных библиотеках. ФБР также придется соблюдать ряд формальных процедур при запросе личной информации о клиентах компаний и пациентах медучреждений.


Продление срока действия закона "Патриот США" откладывалось дважды в последние два месяца, поскольку некоторые законодатели считали, что закон в прежнем виде попирает гражданские права американцев. Эти опасения усугубились после того, как в декабре стало известно, что после событий 11 сентября президент Буш поручил Агентству национальной безопасности при необходимости прослушивать телефонные звонки за границу и перехватывать международные электронные послания подозреваемых в терроризме жителей США. Старейший сенатор-демократ Роберт Берд на днях высказал сожаление о том, что в 2001 году проголосовал за принятие закона "Патриот США", а не присоединился тогда к единственному воспротивившемуся - сенатору однопартийцу Рассу Файнголду. Последний остается ярым оппонентом закона.



Расс Файнголд: Разумеется, я разочарован результатами голосования. Но я уверен, что за это стоило побороться.



Аллан Давыдов: Лидер республиканского большинства в Сенате Билл Фрист считает, что продление закона "Патриот США" в слегка модифицированном виде способствует лучшему балансу между интересами национальной безопасности и соблюдением гражданских свобод.



Билл Фрист: Нам известно, что закон "Патриот США" позволил задержать свыше четырехсот лиц, подозреваемых в терроризме, на территории штатов Нью-Йорк, Калифорния, Флорида, Вирджиния и Орегон. Данный закон оказался эффективным антитеррористическим средством.



Аллан Давыдов: Наблюдатели в Вашингтоне считают продление закона "Патриот США" важной победой Джорджа Буша в условиях падения его общественного рейтинга до самого низкого уровня за годы пребывания в Белом доме.



Юрий Жигалкин: Итак, закон "Патриот США" продлен, но эмоции относительно этого документа вряд ли утихнут.


Мой коллега Ян Рунов задал несколько вопросов противнику и стороннику закона.



Ян Рунов: Почему закон «Патриот США» сначала вызвал столь резкие споры и возражения, а теперь за него проголосовало подавляющее большинство сенаторов? Вот как ответил сторонник защиты индивидуальных прав, издатель журнала " Privacy " в Провиденсе, штат Род Айленд, Роберт Эллис Смит.



Роберт Эллис Смит: Может, время изменилось и люди смогли посмотреть на события 11 сентября 2001 года более сбалансировано. Я с большим подозрением отнёсся к прежнему варианту закона, и моё отношение не изменилось после чисто косметических поправок. Дело не в самом законе как таковом, а в недоверии американцев своему Министерству юстиции и правительству вообще, потому что любое правительство хочет иметь как можно больше власти над людьми, подслушивает, подсматривает. Желая ограничить возможности правительства делать всё это под прикрытием закона, сенаторы и конгрессмены потребовали внести нек oторые поправки в обновлённый Закон о патриотизме.



Ян Рунов: Можно ли считать, что в новом варианте закона гражданские свободы защищены?



Роберт Эллис Смит: Думаю, это всё ещё проблематично, потому что правительство может потребовать выдачи информации о частных лицах у лечебных учреждений, библиотек, интернетных провайдеров, банков и так далее, без немедленного уведомления самого человека о том, что им интересуется правительство. Те организации, у которых может изыматься такая информация, по ранее действовавшему закону не имели права рассказывать о проведении обысков, обращаться за помощью к прессе. К сожалению, такого рода защита гражданских свобод почти отсутствует и в новом варианте закона "Патриот США".



Ян Рунов: А вот мнение главного консультанта Вашингтонского правового фонда Гленна Ламми.



Гленн Ламми: Я уверен, что за продление закона проголосуют и конгрессмены. Если в Сенате соотношение было 89 против 10, то, думаю, примерно такое же процентное соотношение окажется и в Нижней Палате. Интересно, что никаких особых изменений в текст закона не внесено. Сенат одобрил все 16 параграфов. Единственное более серьёзное исправление было внесено в пункт о библиотеках. Теперь не все библиотеки, а только библиотеки - провайдеры интернетных услуг должны будут по судебной повестке предоставлять властям информацию, касающуюся читателей. Других серьёзных изменений я не вижу.



Ян Рунов: Сделаны ли уступки защитникам гражданских свобод?



Гленн Ламми: Несколько чисто символических, хотя некоторые сенаторы выдают эти поправки за свою крупную победу. Я не видел и в прежнем варианте покушений на гражданские свободы, и не считал, что надо что-то менять. К счастью, изменения минимальны и не существенны. Закон продлён на 4 года, он временный и рассчитан, в основном, на борьбу с международным терроризмом. Законопослушных граждан закон не касается. А правоохранительные органы будут следовать букве и духу закона. Если же выйдут за его рамки, то Конгресс вмешается и расследует нарушения.



Ян Рунов: Это был Гленн Ламми из Вашингтонского правового фонда.



Юрий Жигалкин: "Отдай мне твоих измученных, твоих бедных, я освещу им путь к золотой двери" - эти строки вычеканены на пьедестале статуи Свободы. Если верить последним опросам общественного мнения, большинство американцев скептично относятся к этому тезису, который сегодня ассоциируется с миллионами нелегалов, пересекающих американо-мексиканскую границу в поисках лучшей жизни. 84 процента опрошенных заявили, что незаконно находящиеся в стране иммигранты не должны иметь доступа к социальным льготам и услугам, предоставляемых американцам.


Что могло быть причиной неожиданного всплеска антииммигрантских настроений? Слово - Владимир Морозову.



Владимир Морозов: В городке Хэмптон, штат Нью-Йорк, нелегалы из Мексики появились 30 лет назад. Их носили на руках: за какие-то центы они делали любую работу. Города-побратимы Такспан и Хэмптон связал стабильный поток нелегалов. Садовники, уборщицы, няньки до сих пор говорят в Хэмптоне по-испански. Но сегодня их стало слишком много. Купленные ими частные дома превратились в общежития, цена этой и соседней недвижимости пошла вниз. У шоферов-нелегалов нет водительских прав. Они не платят налогов, но лечатся в те же больницах, а их дети учатся в тех же школах, которые существуют за счет налогов с законопослушных граждан.



Студентка: Ой, плата за обучение - это очень дорого. 30 тысяч долларов за два года.



Владимир Морозов: Говорит студентка одного же колледжей Калифорнии. Там же учится и другая девушка, которая за тот же курс платит не 30, а 80 тысяч. Первая - нелегальная иммигрантка, вторая - гражданка США. Но с первой берут меньше, потому что она живет в Калифорнии, а вторая приехала из соседнего штата. Калифорнийские законы дают скидку не только живущим в штате гражданам США, но и нелегалам, которые пытаются узаконить свое пребывание в стране. А что будет, если, лишить их такой поблажки, как этого требуют некоторые суровые граждане?



Риас: Что тогда будет? Человек не поступит в колледж. Пойдет на низкооплачиваемую работу. Заведет детей и будет получать пособие для малоимущих.



Владимир Морозов: Понятно, что деньги на это пособие возьмут из кармана у все того же налогоплательщика. Это поощряет нелегальную иммиграцию - говорят консерваторы. Но, - возражают либералы, - нелегалы тоже люди и они хотят жить лучше. Иногда этот спор имеет оригинальное продолжение. Американская художница Джуди Вертайн сделала специальные кроссовки для нелегалов и поехала в Мексику, где бесплатно раздавала свою продукцию. В обувь вмонтированы компас и карта пограничной местности.


Но вернемся в спасаемый Богом городок Хэмптон. Тут постоянно живут не менее 500 нелегалов. Летом, когда население Хэмптона в несколько раз увеличивается за счет дачников из Нью-Йорка, умножается и число сезонных нелегалов. Понятно, что полиция об этом знает. Но кто станет проверять документы у нелегалов? Те могут обидеться и уехать. Кто будет квартиры убирать?.. Благополучные американцы переживают за несчастных мексиканцев, которые получают всего 8-10 долларов в час. Между тем, сами пришельцы вовсе не считают себя бедными. Они посылают оставшимся дома родственникам 20 миллиардов долларов в год. Больше этого Мексике дает только нефтяная промышленность.



Юрий Жигалкин: Антииммигрантские чувства явно подпитываются ощущением того, что нелегалы обременяют систему социальной помощи, особенно медицину. А стоимость медицинского обслуживания заметно растет с каждым годом. Насколько обосновано это ощущение? Ведь считается, что без страховки или без денег лучше не болеть. Я задал этот вопрос профессору медицины Даниилу Голубеву.



Даниил Голубев: Согласно федеральным законам, действующим в течение многих лет, любой человек имеет полное право получить необходимую медицинскую помощь в полном объеме, независимо от своего иммигрантского статуса.



Юрий Жигалкин: Иными словами, если человек заболел, пусть он нелегал без счета в банке и страховки, ему обязаны помочь?



Даниил Голубев: Да, строго говоря, это так, особенно в ситуации, которая является необходимой для спасения его жизни. По сути дела, в таких ситуациях срочной помощи она оказывается в полном объеме без каких-либо ограничений.



Юрий Жигалкин: Профессор, с одной стороны, закон обязывает лечебные учреждения лечить больных, не спрашивая об их гражданстве и статусе; с другой стороны, несколько больниц в малонаселенных районах закрылись, ссылаясь на непосильность бремени обслуживания безденежных иммигрантов. Вы, как профессионал, на чьей стороне в дебатах о том, что должно быть позволено и не позволено нелегалам?



Даниил Голубев: Я на стороне тех организаций, которые организуют клиники и лаборатории бесплатные для такого рода людей. Они находят средства для оплаты их лечения в госпиталях, и они стоят на стороне их юридических прав, требуя от соответствующих учреждений оказания помощи. И в общем деятельность таких организаций, конечно, разрешает вопрос в значительной степени.



Юрий Жигалкин: Говорил профессор Даниил Голубев.


Рики Мартин, давно потерявшийся из вида на американской поп-сцене, пытается найти дорогу обратно. И подозревает, что она лежит через внимание его родной испаноязычной аудитории. Он выпустил испаноязычную версию своей знаменитой песни "Ши бэнгс" и со своим латинским репертуаром совершил успешный тур по Соединенным Штатам. Однако пока его появление перед большой американской аудиторией было на закрытии Туринской Олимпиады.


XS
SM
MD
LG