Ссылки для упрощенного доступа

История Запада и Востока. Обыкновенный человек Скандинавии


Программу ведет Никита Татарский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Сергей Джанян.



Никита Татарский : Возможно, это покажется удивительным, но для скандинавского жителя нет большего комплимента, чем быть причисленным к числу обыкновенных людей. "Быть как все" - следуйте этому принципу, и вы обязательно завоюете всеобщее уважение. Разумеется, никто не собирается отрицать того факта, что успешные личности встречаются и в Скандинавии. Однако людям этим приходится среди своих соплеменников весьма и весьма непросто. Из Копенгагена передает корреспондент Радио Свобода Сергей Джанян.



Сергей Джанян: Одна из притягательных сторон Дании заключается в том, что близкой эта страна становится всем, кто этого действительно хочет. В отличие от общеизвестной практики, здесь не отторгают чужака, но обволакивают, словно песчинку, предлагая - будь вместе с нами, стань такими, как мы!


Но вот парадокс: именно в стремлении ощутить себя единым целым кроется как сила, так и слабость датского общества. Ведь в равенстве, создаваемом здесь законом и людьми, нет-нет, да и проглянут черты самой, что ни на есть, махровой советчины - уравниловки, датчанам известной как десять «законов Янте». Об этих неписаных канонах скандинавской морали мало кто слышал. Более того, сами жители Северных стран неохотно делятся ими с внешним миром, полагая их правилами для внутреннего потребления. Тем не менее, «заповеди Янте» существуют, работают и многие уверены, что они будут востребованы ещё не одной эпохой.



Диктор : «Закон этот появился тогда же, когда появилась и наша цивилизация, однако официально провозглашен он был лишь в 1933 году одним датским драматургом… Если попытаться свести его к единой формуле, она будет звучать так: «Посредственность и безликость - суть наилучший выбор. Будешь придерживаться его - сумеешь прожить жизнь без проблем. И даже не пробуй поступить иначе …»



Сергей Джанян : В приведённом отрывке из романа Паоло Коэльо «Заир» всё описано достаточно верно. Понятие Janteloven , или говоря по-русски, «закон Янте», было запущено в жизнь датским, а точнее датско-норвежским писателем Акселем Сандемосе в книге «Беглец пересекает свои следы». В этом автобиографическом романе повествуется о нравах обитателей вымышленного городка Янте, чьим прототипом стал реальный западноютландский город Нюкёбинг Мос, в котором родился и вырос сам писатель. Не дать кому-либо быть выше других - квинтэссенция неписанной морали провинциального датского общества, чья первая - и наиглавнейшая!- заповедь звучит подобно идущему от сердца воплю неудачника: "Не думай, что ты что-либо из себя значишь!" Все остальные, озвученные в романе заповеди - по сути одна и та же, первая: «не думай, что ты умнее нас», «не думай, что ты можешь чему-либо нас научить», «не полагай свои проблемы важнее наших», и главное - «не смей насмехаться над нашими воззрениями».


Не будет преувеличением сказать, что после выхода в 1933 году книги Акселя Сандемосе вся Скандинавия ахнула, узнав себя в подставленном романистом зеркале. И немудрено! Ведь на катехизисе Янте похоже, взросла сама идея скандинавской модели «общества всеобщего благоденствия». Более того, модель эта продолжает исправно функционировать и сегодня. Скандинавскому капитализму с человеческим лицом претит конкуренция. Незримый кодекс уравнивает сильного и слабого, богатого и живущего на пособие, но он же ставит на одну доску талант и посредственность, причём выбор делается в пользу последней. Поэтому неудивительно, что способная датская молодёжь нередко предпочитает делать карьеру на чужбине, а в свете «закона Янте» история андерсеновского гадкого утёнка звучит, увы, совсем не сказкой:



Сэйен Янсен , ученик 5 класса: Я закончил контрольную работу первым, и пошёл сдавать тетрадь, но учительница вернула меня обратно, сказав - не показывай, что ты лучше других, подожди, пока закончат задание и остальные.



Рут Биль , пенсионерка: Действие Янтеловен я испытала на себе с приходом в нашу фирму новой сотрудницы. Ей удалось настроить против меня коллектив. Коллеги стали издеваться надо мной в открытую, а за спиной поползли всякие слухи. И дело кончилось тем, что меня уволили. Начальник сказал, что ему важнее сохранить комфорт коллектива, нежели разобраться в том, кто действительно виноват. Я была страшно шокирована случившимся.



Мартайн Ван Бек , голландский психолог, проживший в Дании 9 лет: При всей закрытости датского общества бросается в глаза убеждённость датчан в своей национальной исключительности. Гордость за свою родину испытывают многие. Так в США, например, люди искренне верят в то, что их страна осуществляет особую миссию в мире. Однако мнение это подкреплено реальной открытостью американцев, и совершенно отличается оттого, что люди думают сами о себе в Дании.



Сергей Джанян : Удивительно, но официальная Дания никак не открещивается от наличия в демократическом обществе мелкотравчатой тирании «законов Янте». Более того, говорится об этом с тайной гордостью. Выступая на брифинге с зарубежной прессой, глава датского Министерства по делам иностранцев Бертель Хордер высказал как-то мысль: "Дания - не страна, а племя". И далее следует разъяснение министра - нация во многом имеет племенную натуру, что позволяет датчанам контролировать друг друга в социальном аспекте. А одна из самых незаурядных личностей Дании, королева Маргрете II облекает формулу Янте в весьма изящную форму: "Мы очень гордимся нашей скромностью. Это наша мания величия наоборот. Это очень изысканно".


Несмотря на то, что со времени выхода романа Сандемосе прошло более семи десятилетий, споры о влиянии «законов Янте» на общество не перестают волновать скандинавов и сегодня, перекочевав теперь в интернет-форумы. «Ошибочно полагать, что мы на дух не переносим чужого успеха. Лишь когда самодовольство человека переходит все границы, а поведение его становится асоциальным, общество вмешивается, чтобы одёрнуть его», - утверждают одни. С другой стороны звучат не менее убедительные возражения: необязательно быть богатым, чтобы ощутить на себе пресс «законов Янте» - достаточно просто высунуть нос из толпы. И понятие «коллективизм» тут не при чём. Всё объясняется куда более простым словом - «зависть».


Во всей этой разноголосице любопытными мне показались размышления одного из участников дебатов: «Допустим, что каждый из нас в отдельности не представляет из себя ничего особенного. Почему же тогда ни у кого не возникает и тени сомнения в том, что Дания и мы, датчане, самые лучшие в мире?». Хотите верьте, хотите нет, но именно этот резонный вопрос так и остался висеть на сайте безответным.


XS
SM
MD
LG