Ссылки для упрощенного доступа

Уровень нетолерантности в российском обществе чрезмерно высок


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода в Москве Олег Кусов, Любовь Чижова.



Андрей Шароградский: В Москве задержан школьник, подозреваемый в убийстве студента армянского происхождения на станции "Пушкинская". В городской прокуратуре утверждают, что 17-летний ученик 11-го класса средней школы уже дает признательные показания. Напомню, что студентам Московского университета управления Вагана Абрамянца убили в минувшую субботу вечером на станции "Пушкинская". Группа молодых людей напала на своих сверстников, Ваган Абрамянц получил несколько ударов ножом в грудь, он скончался на месте. В прокуратуре не исключают, что преступление было совершено на почве национальной неприязни.



Олег Кусов: Правоохранительные органы задержали одиннадцатиклассника 674-й московской школы. По словам представителя Московской прокуратуры Сергея Марченко, школьник уже признался в совершении преступления.



Сергей Марченко: По подозрению в совершении убийства задержан учащийся одной из московских школ 1989 года рождения, который к настоящему времени уже дал признательные показания.



Олег Кусов: О причинах убийства Вагана Абрамянца было выдвинуто много версий. По одной из них, убийство на станции "Пушкинская" произошло на бытовой почве. Эта версия появилась сегодня. Еще вчера чаще других приводилась версия о том, что причиной конфликта стала национальная нетерпимость. По другим данным, студент-армянин нелестно отозвался об одной из девушек, которая была в компании молодых людей. Видеокамеры наблюдения не зафиксировали момента убийства, поскольку на станции "Пушкинской" центральный зал в зону их просмотра не попадает.


Президент Союза армян России Ара Абрамян считает, что убийство совершено на национальной почве. По мнению Абрамяна, фашисты в Москве чувствуют свою безнаказанность.



Ара Абрамян: Милиция, конечно, предпринимает меры, взяли под контроль, в курсе дела прокурор Москвы, прокурор тоже под свой личный контроль взял это дело. Дело в том, что это не из-за того, что армянина убили, это армянский вопрос или что-то. Это просто убили россиянина, это беда нашего российского общества. Надо систематически работать, надо принимать меры. Понимаете, сегодня, к сожалению, такое впечатление, что скинхеды более организованы, чем наша милиция, чем наша власть, это первый случай.



Олег Кусов: Армянская община Москвы не оставит убийство без внимания и будет следить за ходом расследования, пообещал Ара Абрамян.


В российской прессе началась дискуссия, в ходе которой ее участники пытаются ответить на вопросы: попал бы этот случай в новостные ленты, если бы убитый был русским, действительно ли высок в России уровень ксенофобии и экстремизма? На эту тему корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова побеседовала с директором центра этнологии и региональных исследований РАН Владимиром Мукамелем.



Любовь Чижова: Некоторые российские СМИ полагают, что проблемы ксенофобии и экстремизма искусственно раздувают. В частности убийство армянского юноши в московском метро, которое произошло в субботу, многие склонны расценивать не как проявление экстремизма, а как обычное бытовое преступление.



Владимир Мукамель: Имеет право на существование любая точка зрения, в том числе и эта. Есть определенный кумулятивный эффект, когда одно средство массовой информации выхватывает информационный повод, а другие подхватывают. Но эта точка зрения очень уязвима. Потому что проблема экстремизма - это проблема нашей безопасности, общей безопасности. В тех случаях, когда происходит убийство русских, татар, представителей любых национальностей, это наша общая проблема. Но, когда убийства происходят исключительно по поводу не того цвета волос, не того цвета кожи, не той формы носа, это свидетельствует об излишней толерантности общества к преступникам, к преступлениям, которые не могут быть никак оправданы. Внимания к такого рода преступлениям никогда не может быть слишком много. Убийства на почве ксенофобии начинаются с цыган, охватывают коммунистов, евреев, славян и так далее. Это мы проходили.



Любовь Чижова: Владимир, вы наверняка, как специалист по изучению ксенофобии и экстремизма, пытались выяснить, как с этими явлениями борются в европейских странах, как в других странах решают эту проблему.



Владимир Мукамель: На мой взгляд, успех в борьбе с ксенофобией предопределен состоянием общества, настроениями общества. К сожалению, наше общество заражено ксенофобиями. Все социологические опросы показывают, что уровень нетолерантности в российском обществе чрезмерно высок. В этом плане до тех пор, пока в обществе будут такие настроения, когда более половины россиян поддерживают лозунг "Россия для русских", когда более половины россиян полагают, что надо запрещать приезд на территорию их города, района выходцев с Кавказа или из Средней Азии, до тех пор, пока общество будет снисходительно к такого рода преступлениям, никакого эффекта не будет. Это первое.


И второе. Должна быть очень четко обозначена позиция властей. Власти должны хотя бы обозначить вектор усилий.



Любовь Чижова: Вроде бы в последнее время все чаще и чаще прокуратура возбуждает уголовные дела по статье "Национальная неприязнь", "Национальная рознь", и президент Российской Федерации не раз делал громкие заявления о том, что экстремизму и ксенофобии не место в России.



Владимир Мукамель: На мой взгляд, надо разграничивать слова и дела, слова - это хорошо, но важнее дела. Мы знаем, что у нас ежегодно по 282-й статье Уголовного кодекса возбуждается несколько десятков дел, из которых большая часть разваливается в судах. Прокуратура очень неохотно возбуждает дела по этой статье. И, к сожалению, она практически не работает. Так вот когда не только у нас будут хорошие законы, но когда у нас будет эффективное правоприменение, тогда, может быть, и удастся сбить волну ксенофобии.



Любовь Чижова: А не изучали ли вы, каков уровень ксенофобии среди сотрудников российских правоохранительных органов?



Владимир Мукамель: Есть исследования, которые проводились коллегами-социологами, и они показывают, что уровень ксенофобии среди работников милиции, прокуратуры, следственных дел не меньше, чем в обществе, даже больше. Проблема в том, что наша милиция, которая нас бережет, это срез российского общества. И было бы удивительно, если бы у нас было одно общество и другие правоохранительные органы. К сожалению, эта проблема особенно остро стоит на уровне низового, рядового состава милиции.



Олег Кусов: Тем временем появились сообщения об инциденте в Москве на Бойцовской улице. Прокуратура Восточного административного округа Москвы возбудила уголовное дело по факту нападения на двух 25-летних граждан Таджикистана. Один из них убит (эксперты насчитали на его теле 17 ножевых ранений), другой госпитализирован в тяжелом состоянии.


XS
SM
MD
LG