Ссылки для упрощенного доступа

Валерий Винокуров: "Футбол – постоянство красоты"


Валерий Винокуров
Валерий Винокуров
Мне предстоит в одиннадцатый раз освещать чемпионат мира по футболу. Самому трудно поверить в сорокалетнюю причастность к событиям, волнующим половину человечества. Конечно, все мы разные по множеству параметров, но не грех задуматься о том, как и кто воспринимает эти планетарной значимости явления: футбол вообще и его вершину – мировой слет.

Некий политический обозреватель, уважаемый мною за мастерство в радиожурналистике, едва заходит речь о футболе, неизбежно избирает менторский тон и начинает рассуждать с апломбом. Вот он-то и заставил меня задуматься о том, как разные люди воспринимают чемпионат мира. С интервалом в четыре года он не устает называть это "виртуальной мировой войной". Впервые услышав такое сравнение, я, помнится, улыбнулся, но не всегда повторение – мать учения. В данном случае повторение дезориентирует и развращает аудиторию.

Когда я мысленно возвращаюсь к тому, что повидал на чемпионатах мира за сорок лет, то прежде всего вспоминаются прекрасные эпизоды проявления яркого мастерства и мощи характеров, ощущение счастья от совершенства замыслов и исполнения, перед глазами встает неповторимая красота, а душа полнится восторгом. Когда-нибудь такие чувства способны вызвать воспоминания о войне?!

Мой дебют в описании футбольных событий мирового масштаба пришелся на 66-й год, когда сборная СССР завоевала самое высокое (четвертое) место в своей истории на таком турнире. На протяжении многих последующих лет мы ждали не только повторения, но и роста. И ведь основания были: сборная ходила в один класс со всеми ведущими командами мира. Кто-то получал пятерки, кто-то – четверки или тройки. Менялись поколения игроков и тренеров, троечники становились отличниками и наоборот, но сомнений в уровне советских игроков не возникало. Увы, в середине 80-х многое изменилось. Игра совершенствовалась, и речь уже надо было вести не о школьном классе, а, скажем, об университетском курсе. Советский футбол какое-то время еще держался, но российский окончательно превратился во второгодника, которому и мечтать не приходилось о поступлении в институт.

А постоянные футбольные величины по сей день те же, что и сорок лет назад: Бразилия, Германия, Аргентина, Англия, Италия, Франция. Спады и подъемы, объясняющиеся прежде всего талантливостью очередной генерации, не перечеркивают того, что в этих странах и вообще в мире делается для развития игры.

И коль скоро везде делается немало, то и каждое четырехлетие радует появлением величин переменных. Голландия, Чехия, Испания, Португалия, вероятно, вот-вот станут или уже являются постоянными величинами, в отличие, скажем, от сверкнувших четыре года назад Южной Кореи, Турции, Японии и Сенегала. Какой-нибудь подобный новичок появится наверняка и на этот раз.

Но если появится, то, конечно, не по причине воинственности. А только потому, что мир улучшает красота. В футболе она побеждала всегда. Может быть, потому мы так его и любим, что он украшает и улучшает мир, в котором мы живем.
XS
SM
MD
LG