Ссылки для упрощенного доступа

Первые экспертные оценки саммита "большой восьмерки"


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Кусов, Ян Рунов, Георгий Кобаладзе, Юрий Векслер.



Александр Гостев: Уже звучат первые экспертные оценки санкт-петербургского саммита "большой восьмерки". В поле зрения политологов из разных стран попали проблемы урегулирования кризиса на Ближнем Востоке, атомной энергетики, американо-российских отношений и так далее, то, как они обсуждались на саммите.



Олег Кусов: Судя по некоторым высказываниям американских экспертов, саммит "большой восьмерки" не оправдал ожиданий тех, кто рассчитывал на прорыв в вопросах урегулирования кризиса на Ближнем Востоке и в американо-российских отношениях. Слово корреспонденту Радио Свобода Яну Рунову.



Ян Рунов : Вот мнение редактора журнала National Interest , научного сотрудника Никсоновского центра и профессора Джорджтаунского университета Николаса Гвоздева.



Николас Гвоздев : Главное впечатление в данный момент, что саммит не оправдал ожиданий тех, кто рассчитывал на крупный прорыв в ключевых международных вопросах и в американо-российских отношениях. Разочарованы и те, кто возлагал большие надежды на российское лидерство на саммите. В то же время нельзя недооценивать соглашение по ядерной энергии, которое должно привести к международной системе контроля над обогащением урана. Это важный потенциальный барьер на пути ядерного терроризма. Но не достигнуто соглашений ни о вступлении России в ВТО, ни об энергетической безопасности, а это была одна из главных причин проведения саммита в Санкт-Петербурге. Оба эти вопроса ещё ждут окончательного соглашения.


Словом, "большая восьмёрка" показала, что не является форумом, способным решать такие острейшие проблемы, как кризис в отношениях с Ираном, с Северной Кореей, как кризис на Ближнем Востоке. На саммите было слишком много разногласий не только между Россией и Америкой, но и между рядом европейских государств и США. Эти разногласия не удалось полностью уладить.



Ян Рунов : Как могут сложиться американо-российские отношения в результате саммита?



Николас Гвоздев : Очевидно, что никаких крупных изменений не будет. Для этого стороны должны работать вне рамок саммита "большой восьмёрки". Из выступления президента Буша ясно, что он знает о скептицизме по поводу американо-российских отношений, причём о скептицизме даже внутри его собственной администрации, не говоря уж о Конгрессе, который должен будет одобрить согласие США на принятие России в ВТО. Я не ожидаю ухудшения наших отношений с Россией, но думаю, и улучшений в ближайшее время не будет. Мы застрянем на нынешнем уровне на год-два. Хорошие личные отношения между Бушем и Путиным останутся, возможно, произойдёт прогресс в экономических связях. Но мы вряд ли в ближайшее время станем настоящими партнёрами, как нам думалось в 2001-2002 годах. Думаю, и Буш, и Путин, закончат свой президентский срок, так и не изменив существенно к лучшему американо-российские отношения.



Ян Рунов : Это был Николас Гвоздев, редактор американского журнала National Interest , научный сотрудник Никсоновского центра и профессор Джорджтаунского университета.



Олег Кусов: С особым вниманием за саммитом в Санкт-Петербурге следили в Грузии. Политики высказывают мнение, что будущее Грузии напрямую зависит от процесса распространения западных идеалов на страны, в которых эти идеалы продолжают верить.



Георгий Кобаладзе : За несколько дней до саммита "большой восьмерки" президент Грузии Михаил Саакашвили на специальной пресс-конференции сделал примечательное заявление.



Михаил Саакашвили : Саммит в Санкт-Петербурге будет абсолютно определяющим и решающим для всего мира. По какому пути пойдет мир? Это будет мир, где судьбы маленьких государств решаются за их спинами, либо мир, основанный на тех идеалах, которые проповедовало западное сообщество, и которым мы в Грузии искренне верим.



Георгий Кобаладзе : Эта фраза симптоматична в том смысле, что в грузинской политической традиции всегда существовало опасение стать разменной монетой в политическом торге больших государств.


Явно не случайно и то, что именно в дни подготовки саммита грузинские власти заявили, по сути, о решении наложить вето на вступление России во Всемирную Торговую Организацию. Причем источники в аппарате премьер-министра Грузии категорически отвергают любые намеки на то, что якобы эта позиция была согласовано с Вашингтоном. Более того, они дают понять, даже если США в этом вопросе окажут давление на Грузию, Тбилиси не согласится на вступление России в ВТО до урегулирования проблем таможенных пунктов на абхазском и югоосетинском участках российско-грузинской границы.



Олег Кусов: Следующий саммит пройдет в Германии. Говоря об итогах нынешнего саммита, канцлер Ангела Меркель назвала большим успехом единство "восьмерки" по вопросу ядерной программы Ирана.


Рассказывает наш корреспондент в Германии Юрий Векслер.



Юрий Векслер : Оставаясь верной коалиционному договору, канцлер Германии Ангела Меркель не поддержала итоговый документ по атомной энергетике. Германия - единственная страна, которая намерена, согласно решению, принятому предыдущим правительством по инициативе "Партии зеленых", постепенно отказываться от использования атомной энергии. Но, несмотря на выраженное понимание и признание другими участниками саммита особые позиции Германии, очевидная самоизоляция ее в этом вопросе дала пищу противникам отказа снова вернуться к этой теме.


События на Ближнем Востоке также оцениваются политиками даже в пределах правительственной коалиции по разному. Вот мнение самой Ангелы Меркель по поводу единогласно принятого заявления "большой восьмерки" о ситуации на Ближнем Востоке.



Ангела Меркель : Главное, что это сильное политическое заявление против тех, кто хотел бы погрузить Ближний Восток в хаос - это террористы и силы, которые поддерживают этих террористов. Мы говорим в заявлении о причинах. Мы говорим - похищенные израильские солдаты должны быть целыми и невредимыми возвращены Израилю, должны быть прекращены ракетные обстрелы Израиля. Тогда, конечно же, должны быть прекращены военные действия Израиля. Я полагаю, что это важное послание, потому что руководители всех стран - от России и США до европейских государств и Японии - выразились очень ясно.



Юрий Векслер : На вопрос - верит ли она, что заявление и угадываемые за ним действия способны приблизить реальное достижение мира в регионе? - Ангела Меркель ответила.



Ангела Меркель : Я считаю, что всем теперь понятно, что страны "большой восьмерки" никоим не удастся разобщить в этом вопросе. Мы будем, конечно же, пытаться оказывать поддержку правительству Ливана, послав в Ливан дополнительных наблюдателей или миссию безопасности ООН, чтобы стабилизировать ситуацию в регионе, и не оставить силам хаоса никаких возможностей.


Также как и в вопросе по ядерным вооружениям, и по вопросу ядерной программы Ирана, также и здесь снова удалось сохранить единство "восьмерки". Я считаю это большим успехом. Теперь мы надеемся, что наше послание будет услышано и понято, если чудовищные кадры и репортажи с Ближнего Востока исчезнут с наших телеэкранов.


XS
SM
MD
LG