Ссылки для упрощенного доступа

Сегодняшний факт. 75 лет назад родился актер Анатолий Солоницын


Андрей Шарый: Исполнилось 75 лет со дня рождения советского актера театра и кино Анатолия Солоницына. Он прожил неполных 50 лет, успел сыграть около 100 театральных и пять десятков киноролей. Солоницын играл у многих крупных режиссеров. Однако большинство историков кино сходятся во мнении, что наиболее ярко талант этого актера раскрылся в сотрудничестве с Андреем Тарковским. Солоницын сыграл Гамлета в спектакле Тарковского в Ленкоме, в картинах "Андрей Рублев", "Зеркало", "Солярис" и "Сталкер". Почему именно Солоницын? Говорит исследователь творчества Андрея Тарковского Дмитрий Салынский.

Дмитрий Салынский: Ответ очень простой. Потому что Солоницын безумно этого хотел. Ведь он же работал в Свердловске – молодой, никому неизвестный артист. И вдруг он прочитал сценарий "Андрей Рублев", очень захотел это сыграть и примчался в Москву. Никто его не ждал, не звал. Человек с колоссальной интуицией. Он просто все увидел – увидел свое будущее. Такую тягу безумную, такую искреннюю невозможно было не заметить. Специалисты по древнерусскому искусству, которые консультировали фильм, посмотрели и сказали, что вроде бы в этом человеке что-то больше от того, как мы себе могли бы представить. Он несовременный.
Тарковский в работе с ним просто понял, что он работает с гением. Он просто был гений. Но гений – это романтическое понятие из XIX века. Это человек, который видит нечто большее, видит какие-то духовные глубины там, где другие не видят таковых. Вот что связано с гениальностью. Это соотношение определенной веры и неверия. Он во что-то так безоглядно верил, что уже не верил ни во что другое.
В "Солярисе" ученый Сарториус, которого Солоницын играет, так верит в науку, что он уже не верит ни в человечество, ни в божественного Соляриса, ни во что! Каждый раз его герой – фанатик чего-то. И он абсолютно недоверчив ко всему остальному. Андрей Рублев недоверчив ко всем своим друзьям, знакомым, ко всему окружению, потому что он верит в какую-то свою собственную звезду, в Бога, которого он как-то по-своему понимает. Эта убежденность своей собственной вере безоглядно. И у Солоницына это было. Это было, видимо, в его личности.
Стали сейчас говорить современники – а правильно ли он играл такого современного человека? Ведь вроде бы это иконописец, монах, то да се, святой, не святой. Но ведь во всех этих разговорах забыли одно маленькое обстоятельство, что до фильма никто вообще о нем ничего не знал. Не было никакого Андрея Рублева. Знали, что был какой-то художник, который подписал несколько своих работ и все. Никакой больше информации. А вот эту фигуру человеческую создал Солоницын и создал Тарковский. То, что сейчас воспринимается как святое в фигуре этого человека, о котором мы ничего не знали - Андрее Рублеве, это и сыграно Солоницыным и поставлено Тарковским.

Андрей Шарый: В эфире Радио Свобода – историк кино Ян Левченко.

Ян Левченко: Солоницын во всех своих ролях варьирует приблизительно одни и те же мотивы. Ни разу, в отличие от других ярких, очень своенравных актеров 70-х, к числу которых относятся, скажем, Высоцкий или Даль, люди своего времени, которые тоже, как и он, умерли рано, он ни разу не сыграл героя времени по-настоящему. Роли Солоницына – это роли, так или иначе, отнесенные во времени как Андрей Рублев, либо отнесенные вообще в некую условность, как в "Солярисе", или в "Сталкере", вообще, в фильмах по Страгцким, либо это фильм "Легенда о Тиле", где он играет рыбника, некоего условного героя, либо это "Восхождение", где он играет следователя Партнова, который продался немцам и допрашивает Сотникова. Актер Солоницын играет неких персонажей, которых нет здесь и сейчас, которые требуют некоторой исторической реконструкции, требуют такого вживания, которое невозможно проверить. Здесь есть заведомая сложность в реализации этого рисунка, потому что Солоницын всякий раз подходил к ролям этих людей так, как если бы они были нашими современниками.
Солоинцын почти во всех своих ролях играет человека не на своем месте. Это значит, что человек не успокоенный. Это значит, что человек находится в некотором движении будь то духовный путь, будь то путь в пространстве или это человек потерянный. Это человек, который пережил предательство. Это человек, которому реальность приносит боль. У него очень часто лицо, выражающее брезгливость, страдание и боль. Его председатель губкома из фильма "Свой среди чужих, чужой среди своих" Никиты Михалкова – это человек, переживающий боль из-за того, что он вынужден заниматься канцелярской работой, но делал он эту канцелярскую работу очень хорошо. У следователя Партнова выражение величайшего омерзения на лице не только потому, что он боится Сотникова, но и потому что он понимает, что он потерялся. И его доводы в пользу того, что нужно спасать себя и поэтому служить немцам, на самом деле, не работают, потому что есть герой, есть он, который не герой, который подлец.
Что касается писателя из "Сталкера". Писатель изначально относится к зоне, как к некоторому месту, которое необходимо развенчать. Солоницын изображает такую степень вот этого, я бы сказал, брезгливого недоверия, за которым прячется современный нам человек культуры, публичный человек, человек гуманитарной профессии, интеллектуальный профессиональный, что мы понимаем, на самом деле, что дело ведь не в том, что все интеллектуалы такие, а в том, что они поставлены в такие обстоятельства. И сами часто в этом виноваты, что они вынуждены играть по таким правилам.

Андрей Шарый: 75 лет назад родился актер Анатолий Солоницын. Гостями рубрики "Сегодняшний факт" были историки кино Ян Левченко и Дмитрий Салынский.
XS
SM
MD
LG