Ссылки для упрощенного доступа

Закон о судебной волоките


Суд должен быть не только независимым, но и по-разумному скорым.
Суд должен быть не только независимым, но и по-разумному скорым.
Сегодня в России начал действовать закон, позволяющий гражданам требовать компенсации за судебную волокиту. По мнению юристов, называющих этот документ долгожданным и необходимым, в нынешней редакции закон, тем не менее, далек от идеала. А прописанная в нем процедура обжалования судебной волокиты не гарантирует защиты прав граждан, пострадавших в результате затянувшихся судебных разбирательств.

"Закон о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" - таково полное название документа. Журналисты уже окрестили его "законом о волоките". Предполагается, что теперь у следствия, суда и судебных приставов появятся дополнительные стимулы к тому, чтобы не тянуть с расследованиями, рассмотрениями дел и с исполнением судебных решений. Граждане же могут пользоваться дополнительной возможностью при защите своих прав, требуя компенсации за волокиту.

В России принятия этого закона ждали не один год. Говорит член независимого экспертно-правового совета, адвокат Сергей Насонов:

– Уже с 1998 года назревала острейшая необходимость принятия такого закона. Российская Федерация ратифицировала Европейскую конвенцию, обязалась исполнять стандарты справедливого судебного разбирательства, важнейшим из которых является право на рассмотрение дела в разумный срок. С тех пор Европейский суд штампует решения в отношении России, говорящие о нарушении этого права, причем по всем категориям дел: по уголовным, по гражданским, по арбитражным, по административным.

По данным "Российской газеты", сегодня в Европейском суде по правам человека скопилось около 50 тысяч российских жалоб, касающихся длительности судебного разбирательства. Новый закон теоретически должен способствовать тому, чтобы разгрузить страсбургских судей и повысить эффективность работы судей российских. Однако, по мнению члена независимого экспертно-правового совета, судьи в отставке Сергея Пашина, "закон о волоките" и сопутствующие ему изменения, внесенные в ряд других кодексов и законов, прописаны так, что оставляют много вопросов:

– Рассмотрение подобного рода заявлений граждан будет происходить в вышестоящих судах, то есть либо в Верховном суде России, либо в судах краевых и областных. Это затрудняет доступ граждан к правосудию. Кроме того, если гражданин хочет предъявить такую претензию, ему придется уплатить государственную пошлину, а это тоже серьезная помеха. Если бы гражданин обращался с жалобой на причинение ему морального вреда и требовал компенсации, ему не пришлось бы платить пошлину. То есть бремя доказывания будет возложено на человека, который жалуется. А дальше черным по белому: присуждение компенсаций за нарушение права на судопроизводство в разумный срок лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за указанное нарушение.

Адвокат Сергей Насонов отмечает и другие лазейки в принятом законе, позволяющие судьям и приставам избегать наказания в виде компенсаций конкретным гражданам за волокиту.

– Скажем, не считается нарушением, если задержка судебного разбирательства произошла вследствие действий стороны. Например, судья занят в нескольких процессах и понимает, что не успевает рассмотреть дело. Он выходит в процесс на пять минут, заявляет стороне, что та, например, исковое заявление подала в недостаточно конкретизированном виде, и виновником проволочки становится истец или ответчик. При желании даже самое элементарное дело с простейшей фабулой можно расценить как дело повышенной сложности и на этом основании не признать нарушение разумного срока. Понимаете, в нашем законе установлены сроки для стадии процесса. Например, срок стадии назначения заседания. Если они будут нарушаться, то ничего страшного. Самое главное, чтобы не был превышен, например, четырехгодичный срок по уголовному делу или трехгодичный по гражданскому. Хотя вы прекрасно понимаете, что для дела с одним составом преступления, например, хулиганством, четыре года - это запредельный срок, – говорит Насонов.

В соответствии с положениями нового закона, заявление о присуждении компенсации за волокиту может быть подано в шестимесячный срок со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятого по делу. Но можно и не дожидаться окончательного решения по затянувшемуся делу, если его рассмотрение превысило три года для гражданских и административных дел или четыре года для уголовных дел. Требовать же компенсации за длительное неисполнение судебного решения можно не раньше чем через полгода со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта. Сергей Насонов говорит о своих опасениях:

– Не приведет ли установление таких лимитированных сроков к тому, что теперь для судьи будет некий ориентир? И если он дело мог бы рассмотреть быстрее, теперь он может благополучно тянуть, понимая, что самое главное – уложиться в эти три-четыре года, а дальше проблем не будет.

Сергей Пашин, хотя и отмечает отдельные недостатки закона о волоките, считает, что он все-таки может повлиять на улучшение сложившейся практики судопроизводства и исполнения судебных решений в России.

– Гражданин, который захочет пройти эту процедуру, натолкнется на множество проблем. Но, вероятно, по мере действия закона это будет корректироваться, в том числе решениями Конституционного суда. Опять-таки, лучше такой закон, чем отказ со ссылкой на отсутствие закона, – считает Пашин.

Много вопросов вызывает у юристов и то, каким образом будет определяться размер компенсаций за волокиту. В законе отмечается, что взыскиваемую сумму будет утверждать суд, исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского суда по правам человека. Так что единственным ориентиром пока может быть практика Европейского суда, который за волокиту, как правило, взыскивает от 500 до 3000 евро. В новом законе особо отмечается право граждан, уже обратившихся в Страсбург с жалобой на волокиту, отказаться от своего намерения и решить вопрос о компенсациях внутри страны – исходя из положений этого закона.
XS
SM
MD
LG