Ссылки для упрощенного доступа

В Кракове похоронен выдающийся польский поэт, лауреат Нобелевской премии Чеслав Милош


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Алексей Дзиковицкий.

Кирилл Кобрин: В Кракове похоронен выдающийся польский поэт, лауреат Нобелевской премии Чеслав Милош. Организации похорон сопутствовали протесты польских националистов и религиозных консерваторов. Репортаж нашего корреспондента в Варшаве Алексея Дзиковицкого.

Алексей Дзиковицкий: Чеслава Милоша похоронили в монастыре отцов-паулинов, что в историческом районе Кракова Казимеж. В этом месте лежат останки выдающихся поляков - жившего в XV веке историка Яна Длугоша, художника и драматурга Станислава Выспяньского и других. В траурной процессии, которая прошла по улицам Кракова, принимали участие тысячи людей из многих стран мира, в том числе премьер-министр Польши, бывший президент Лех Валэнса, официальный представитель президента Литвы и делегация белорусской оппозиции. Телеграмму участникам траурной церемонии прислал Папа Иоанн Павел Второй.

Решение похоронить выдающегося поэта в монастыре отцов-паулинов было принято совместно представителями духовенства, краковских властей и родственниками Милоша. Тем не менее, ряд религиозных и общественных деятелей заявляли, что поэт не может быть похоронен в монастыре паулинов в склепе для заслуженных поляков, «так как после выезда на Запад, Чеслав Милош всячески оскорблял Польшу, поляков и в частности польскую литературу. Это антипольский поэт», - заявил профессор Ян Майда, исследователь творчества Милоша.

Консервативные католические круги обвинили поэта в недостаточной приверженности вере, которая, по их словам, является одним из главных признаков настоящего поляка. Однако сегодня во время литургии, архиепископ Юзэф Жылиньски категорически отверг все обвинения в нерелигиозности и антипольских взглядах Милоша.

Юзеф Жылиньски: Никто не может навязать единственно верной интерпретации этой поэзии, потому что богатство ее содержания выходит далеко за рамки простых схем. Это богатство рождалось из переживания как прекрасного в жизни, так и боли, боли креста Христова.

Алексей Дзиковицкий: А бывший президент Польши Лех Валэнса, говоря о Милоше, отметил.

Лех Валэнса: Чеслав Милош принадлежал к поколению тех, кого предали, кому не удалось осуществить мечту о свободной Польше, к поколению борьбы и раздоров, но одновременно это было поколение людей закаленных, людей, которые несли мысли о свободе. Благодаря таким людям как Милош, мы могли идти в правильном направлении и оказаться там, где мы находимся сейчас - в демократическом государстве, которое является членом Европейского Союза.

Алексей Дзиковицкий: Несмотря на это, в Кракове был создан Комитет протеста против помещения останков поэта в саркофаге для выдающихся поляков. В него вошли несколько десятков представителей национал-консервативных партий и движений.

Чеслава Милоша, который родился на территории нынешней Литвы, обвиняли в том, что он считает себя не поляком, а литовцем. Хотя в интервью, которое Милош пять лет назад дал редактору “Gazety Wyborzcej” Адаму Михнику, поэт говорит: «Я никогда не был литовцем, хотя очень хотел бы этого. Как поэт польский, я не мог быть литовцем, потому что здесь разделение происходит на уровне языка. Великое Княжество Литовское - как родина многих народов - для меня является, скорее, состоянием души».

Сам Чеслав Милош в стихотворении «После 80-ти», как бы предвидев то, что случится после его смерти, писал.

Чеслав Милош: Скоро закончится весь парад

Не все ли теперь равно - уместно или не уместно
Как меня разденут или оденут,
Какие биологические детали обо мне узнают
Не все ли равно умершему медведю,
как будут фотографировать его чучело.


Алексей Дзиковицкий: Примечательно, что перед смертью Чеслав Милош просил, чтобы его гроб был сделан именно из польского гранита. Говорят мастера, изготовившие саркофаг.

Мастера: Саркофаг очень скромный - так пожелали родственники, выполняя волю покойного. Отказались даже от фразы “лауреат Нобелевской премии”. На саркофаге написано лишь «поэт». Было сказано - награды дают люди, а поэтический дар дает Бог.

Алексей Дзиковицкий: Чеслав Милош родился в 1911 году в литовском городе Шетейняй, учился в Вильнюсе, а свой первый поэтический сборник «Поэма о застывшем времени» издал в 1933.

Когда началась вторая Мировая война, Милош уже жил в Варшаве. Он стал активным участником польского движения Сопротивления, печатался под псевдонимом в подпольных изданиях, был свидетелем расправы над восстаниями в столичном гетто и, годом позже, варшавским восстанием. Считается, что именно эти события повлияли на дальнейший характер его произведений.

После войны Чеслав Милош несколько лет работал дипломатом в посольствах Польской Народной Республики в Нью-Йорке и Париже. Однако, когда убедился в том, что коммунистический режим в Польше останется надолго, попросил убежище на Западе. Жил во Франции, а затем в США, где писал и преподавал. Польская эмиграция встретила его, как человека, запятнанного сотрудничеством с коммунистами. О том периоде в своей жизни Милош говорил: «Ссылка поэта - это следствие того положения, что захвативший власть в стране контролирует и язык этой страны, причем не только посредством цензуры, но и изменяя значение слов. И тогда долг писателя заключается в том, чтобы помнить. Память - это наша сила. Те, кто жив, получают мандат от тех, кто умолк навсегда. Они могут выполнить свой долг, лишь называя вещи своими именами, освобождая прошлое от вымыслов и легенд».

В 1980 году Нобелевская премия по литературе была присуждена Милошу, который «с бесстрашным ясновидением показал незащищенность человека в мире, раздираемом конфликтами». «Мир, изображаемый Милошем, - отметил в своей речи член Шведской академии Ларе Йюлленстен, - это мир, в котором живет человек после изгнания из рая». Годом позже Чеслав Милош впервые после долгих лет посетил Польшу, где был встречен как национальный герой.

Бронислав Герэмэк: Это был великий поэт, который, пожалуй, впервые после Мицкевича сумел так глубоко писать на философские темы. Он говорил о внутреннем состоянии человека и мог делать это с полным пониманием стоящих перед человеком философских дилемм.

Алексей Дзиковицкий: Иосиф Бродский, считал что Милош, возможно, является величайшим поэтом современности, и был его приятелем, писал:

"Невыносимое состояние того, что человек не способен осмыслить свой опыт, является одной из кардинальных тем поэзии Милоша; чем больше отдаляется человек от своего прошлого, тем меньше у него шансов понять его. Осознание этого одно из главных открытий нашего века. Если человека пощадил, выражаясь словами Милоша, “приговор истории”, он ощущает вину за то, что остался в живых. Поэзия Милоша учит нас тому, как относиться к этой вине. Он славит жизнь, хотя и безо всяких иллюзий; но похвала, исходящая из полузадушенного горла, может быть красноречивее любого бельканто.

Огромная сила поэзии Чеслава Милоша заключается в том, что он понял необходимость трагической интонации, трагедия же века в том, что он снабдил поэта необходимым опытом для ее выражения».

Алексей Дзиковицкий: Многие считали Милоша мудрецом и пророком, на что он ответил в 1986 году стихотворением «Исповедь»:

Чеслав Милош: Господи, я любил клубничный джем,

Темную сладость женского тела
И холодную водку, с селедкой в оливковом масле
Запах корицы и гвоздик
Какой же тогда из меня пророк?
Зачем бы Духу посещать такого как я?
Столькие были избранны справедливо, за заслуги….
А мне бы кто поверил?
Ведь видели, как я бросаюсь на еду
Опустошаю бокалы и с вожделением смотрю на шейку официантки…»
XS
SM
MD
LG