Елена Фанайлова, Москва: Сегодня, 23 апреля, в Москве начинается шестой фестиваль "Панорама кино стран Европейского Союза". В этом году он посвящен предстоящему 1 мая вступлению в Европейский Союз десяти новых стран. Фестиваль представит 33 фильма из 25 стран Европы, в том числе из Эстонии и Латвии, пройдет в кинотеатре "Пять звезд" и Музее кино, а открывался он австрийским фильмом "Дунай, Дунай".
Главная идея фильма "Дунай, Дунай" – расколотая Европа, которую могут объединить только человеческие отношения. Это непростая семейная история европейских отверженных. А Дунай в ленте не только река, это еще и грузовое судно, название которого написано на пяти языках. Языках тех стран, через которые Дунай плывет от Вены до Черного моря. По берегам Дуная не туристические виды, а словацкие и венгерские деревни, разрушенный хорватский Вуковар, Белград эпохи Зорана Джинджича, который по радио призывает забыть межнациональные распри под музыку Бориса Ковача. Режиссер Горан Ребик показывает, что есть не только благополучная Европа, но и Европа нищей Трансильвании и воюющей Югославии. Финал фильма, правда, несколько утопический. Австрийский подросток остается жить в малоцивилизованной румынской деревне. Директор Музея кино Наум Клейман говорит о том, каким становится современное российское кино, и что его интересует на этом фестивале.
Наум Клейман: Безумно интересно, можно ли говорить о понятии европейское кино при таком разнообразии. Есть фильмы, отмеченные немножко такой тревогой, антиутопичностью, но это не доминирующая тенденция. Довольно много фильмов скромных, и по постановочным средствам, и по локальности конфликта, но мне кажется, что Европа хочет сохранить такое человеческое измерение, и как раз очень много фильмов, которые углубляются в психологию. Есть не только мрачные фильмы, но и комедии. Мне кажется, что Европа все-таки судорожно ищет возврата назад к тому гуманистическому кинематографу, который был в 60-х начале 70-х.
Елена Фанайлова: История, рассказанная в фильме "Дунай, Дунай", неуловимо напоминает сюжеты известных российских фильмов "Коктебель" и "Возвращение". Наум Клейман говорит о том, что роднит современный российский кинематограф с европейским.
Наум Клейман: Во-первых, отказ от гигантомании, Европа показывает, что и в более скромных масштабах можно достичь хороших результатов. С другой стороны - попытка более искреннего высказывания, без тех опосредований, к которым прибегает Голливуд, через штампы, всякие спецэффекты. Хотя они и захватывают, но это - как цвет на очках. А вот протереть очки очень не мешает.
Елена Фанайлова: Фестиваль открывает Ирландия, как страна, ныне председательствующая в ЕС. В программе также знаменитая лента "Пан Тадеуш" Анджея Вайды, и фильм-лауреат Берлинского фестиваля "В этом мире" Майкла Уинтерботтома, и несколько лент молодых режиссеров, уже получивших другие престижные европейские награды.
Главная идея фильма "Дунай, Дунай" – расколотая Европа, которую могут объединить только человеческие отношения. Это непростая семейная история европейских отверженных. А Дунай в ленте не только река, это еще и грузовое судно, название которого написано на пяти языках. Языках тех стран, через которые Дунай плывет от Вены до Черного моря. По берегам Дуная не туристические виды, а словацкие и венгерские деревни, разрушенный хорватский Вуковар, Белград эпохи Зорана Джинджича, который по радио призывает забыть межнациональные распри под музыку Бориса Ковача. Режиссер Горан Ребик показывает, что есть не только благополучная Европа, но и Европа нищей Трансильвании и воюющей Югославии. Финал фильма, правда, несколько утопический. Австрийский подросток остается жить в малоцивилизованной румынской деревне. Директор Музея кино Наум Клейман говорит о том, каким становится современное российское кино, и что его интересует на этом фестивале.
Наум Клейман: Безумно интересно, можно ли говорить о понятии европейское кино при таком разнообразии. Есть фильмы, отмеченные немножко такой тревогой, антиутопичностью, но это не доминирующая тенденция. Довольно много фильмов скромных, и по постановочным средствам, и по локальности конфликта, но мне кажется, что Европа хочет сохранить такое человеческое измерение, и как раз очень много фильмов, которые углубляются в психологию. Есть не только мрачные фильмы, но и комедии. Мне кажется, что Европа все-таки судорожно ищет возврата назад к тому гуманистическому кинематографу, который был в 60-х начале 70-х.
Елена Фанайлова: История, рассказанная в фильме "Дунай, Дунай", неуловимо напоминает сюжеты известных российских фильмов "Коктебель" и "Возвращение". Наум Клейман говорит о том, что роднит современный российский кинематограф с европейским.
Наум Клейман: Во-первых, отказ от гигантомании, Европа показывает, что и в более скромных масштабах можно достичь хороших результатов. С другой стороны - попытка более искреннего высказывания, без тех опосредований, к которым прибегает Голливуд, через штампы, всякие спецэффекты. Хотя они и захватывают, но это - как цвет на очках. А вот протереть очки очень не мешает.
Елена Фанайлова: Фестиваль открывает Ирландия, как страна, ныне председательствующая в ЕС. В программе также знаменитая лента "Пан Тадеуш" Анджея Вайды, и фильм-лауреат Берлинского фестиваля "В этом мире" Майкла Уинтерботтома, и несколько лент молодых режиссеров, уже получивших другие престижные европейские награды.