Ссылки для упрощенного доступа

Финансовый аналитик Андрей Сотник - о страхе перед западными судами


Андрей Сотник
Андрей Сотник
Вернется ли Юрий Лужков в Россию? Этот вопрос бурно обсуждается прессой в связи с вызовом экс-мэра на допрос по делу Банка Москвы. Сам Лужков считает свой вызов на допрос политически мотивированным. Бывший владелец банка Андрей Бородин, в свою очередь, считает политически мотивированным и само дело.

Насколько правы потенциальные "ответчики"? Об этом в интервью Радио Свобода размышляет финансовый аналитик Андрей Сотник.


- Чтобы делать хоть какие-то выводы, надо пройти по пути денег, которые (по версии российских правоохранительных органов) и стали поводом к возбуждению уголовного дела. Итак, из бюджета столицы в Банк Москвы были переведены 15 миллиардов рублей, возможно, оказавшиеся впоследствии на счетах фирмы "Интеко". Это официальная версия. На самом деле истрия, скорее всего, выглядела по-иному: можно предположить, что все 15 миллиардов в российской валюте мгновенно конвертировались и, похоже, оказались сначала в Люксембургской системе Clearstream, где послужили обеспечением для целого ряда долговых бумаг российских эмитентов. При этом люксембургскими получателями отконверитированных денег московского бюджета числились, среди прочих, ряд ирландских трастов, а также иных офшоров. То есть, скорее всего , на 99,9% сделка прошла вне российской территории.

А теперь о действиях российских властей.

У меня ряд вопросов. Почему из всех видов известных цивилизованному миру юридических инструментов было выбрано именно возбуждение уголовного дела? Абсолютно непонятно.

Точно так же непонятно и другое. Если 99,9% сделки, по-видимому, прошли вне России, на каких основаниях была выбрана российская юрисдикция для разрешения спора?

Далее. Недавние покупки акций Банка Москвы были проведены в интересах государственного Внешторгбанка (ВТБ). Уж он-то не мог не иметь правдивой информации об обороте 15 миллиардов (в валютном эквиваленте) через клиринговые операции в люксембургской системе Clearstream International. Наверняка имел, так как много лет является российским "лидером" среди участников этой клиринговой системы. И что же? Почему ВТБ (новый собственник Банка Москвы и главный пострадавший от действий прежних его руководителей) знал все, но до сих пор не начал судебный процесс в зарубежных судах, хотя иски в английские и другие суды – для этого банка абсолютно рядовое явление? Чего ВТБ испугался? А если один из так называемых главных "пострадавших" не желает вернуть якобы похищенные у него за рубежом средства – это вызывает массу вопросов о возможной притворности внутрироссийских исков. Основание для таких предположений - возбуждение серии уголовных дел не в той юрисдикции.

И наконец, до сих пор совершенно непонятно, кто, кому и какой ущерб нанес. Если банку ВТБ, то почему "возбудились" спецслужбы, а банк не спешит бежать в западный суд? Если государству, то каким способом и на какую сумму? И почему претензии не предъявляет собственно мэрия Москвы как самостоятельный хозяйствующий субъек?. Напомню, этот субъект ранее выиграл тьму судебных дел, практически нигде не проигрывая.

А теперь о таких же подозрительных странностях в поведении "гонимых" – Лужкова и Бородина.

В одном из своих интервью Юрий Лужков заявил, что на решение о его отставке "в дополнение к таким политическим неудовлетворенностям, которые испытывал наш президент по отношению к мэру Москвы", могли повлиять структуры, заинтересованные в приобретении активов московского правительства. "В данном случае, я не могу сказать конкретно, кто участвует в этом распиле", - сообщил Лужков. При этом бывший мэр предложил присмотреться к покупателям долей мэрии в "Мосметрострое", Sibir Energy, "Внуково" и Банке Москвы. Как убежден Лужков, все эти объекты проданы выгодно для покупателя и невыгодно для города.

Что это за активы, о которых бывший московский градоначальник вдруг вспомнил? Владельцами английского холдинга Sibir Energy еще совсем недавно являлись офшорная компания Bennfield (вместе с офшорной компанией Orton Oil Company Ltd владели 46,6% пакета акций этой иностранной фирмы), московское правительство (через офшоры) контролировало 18%, остальные акции компании торговались на зарубежных рынках. Чрезвычайно важно и то, что в состав Sibir Energy PLC входят полностью принадлежащие ему многочисленные офшоры, зарегистрированные на Кипре, Британских Виргинских островах и т.д.

Итак, вопрос: почему господин Лужков в такой серьезный для него момент жизни, бросается защищать АНГЛИЙСКИЙ офшор?! И при этом не обращается для защиты "попранных интересов" ни в суды Лондона, ни в суды Кипра, ни в суды Британских Виргинских островов? Похоже, экс-мэр, как и ВТБ, почему-то боится прибегать к цивилизованным и высокоэффективным способам решения споров в зарубежных судах соответствующих юрисдикций.

Не менее странно поведение укрывающихся ныне в Англии бывших руководителей Банка Москвы. Им что, ничего не известно о том, что акции их банка были куплены новыми владельцами при непосредственном участии швейцарских фирм, которые могли иметь отношение к полукриминальному швейцарскому адвокату? Если их действия серьезны, то почему до сих пор, кроме эмоциональных возгласов, нет главного - иска, как минимум, в суд Швейцарии для реальной защиты собственных экономических интересов? Не уверены в том, что их права нарушены? Или опять чего-то боятся?

Не менее странным в этой ситуации выглядит поведение и западных властей.

По совершенно невнятным причинам вид на жительство в тех или иных странах сегодня могут получить очень богатые и чрезвычайно богатые россияне. При этом соответствующие западные службы в качестве документальных доказательств "гонений" принимают и документы, связанные с возбужденными в России уголовными делами. Не могу поверить, что эти западные службы не видят странностей, которых полно в этих самых делах, возбужденных явно не в той юрисдикции. В результате, предоставление вида на жительство российским персонажам такого рода приводит не к защите от незаконных политических преследований в России, а к дальнейшей активазации "отмывания" незаконно нажитых капиталов.

Вот почему я бы предложил западным лидерам ввести одно очень простое правило. Если богатенький русский соискатель нового гражданства не предъявит доказательств, основанных на решениях цивилизованных зарубежных судов по "предмету гонений" в России, никакие вопросы о временном или постоянном пребывании соискателя в этой зарубежной стране не рассматривать. Не обращаются в независимый и беспристрастный суд - значит боятся правды. Значит – вводят в заблуждение и страну, у которой просят защиты.
XS
SM
MD
LG