Ссылки для упрощенного доступа

Минский теракт: суду всё ясно


Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев приговорены к расстрелу.
Дмитрий Коновалов и Владислав Ковалев приговорены к расстрелу.
Верховный суд Белоруссии огласил приговор Дмитрию Коновалову и Владиславу Ковалеву, которые признаны виновными в осуществлении взрыва на станции минского метро "Октябрьская" в апреле 2011 года. Суд согласился с требованием обвинения и приговорил обоих обвиняемых к смертной казни. Правозащитники заявляют о необходимости повторного расследования.

Приговор зачитывал первый заместитель председателя Верховного суда Белоруссии Александр Федорцов. По требованию потерпевших текст читался полностью. Документ составляет 114 страниц, его оглашение заняло около 5 часов.

Вынося наказание Коновалову, суд "принял во внимание, что он долгое время совершал преступления и что в его лаборатории было много веществ для изготовления новых бомб". Суд пришёл к выводу, что Ковалев и Коновалов представляют исключительную угрозу для общества и поэтому к ним надо применить высшую меру наказания.

Суд также признал доказанной вину Дмитрия Коновалова в совершении терактов в сентябре 2005 года в Витебске и 3 июля 2008 года, в День независимости, в Минске. Что же касается Владислава Ковалева, то он, по словам судьи, знал о совершении Коноваловым особо тяжкого преступления, о готовящихся терактах, но не сообщил об этом в правоохранительные органы.

Представитель обвинения, заместитель генерального прокурора Белоруссии Алексей Стук, ещё 14 ноября попросил суд приговорить Коновалова и Ковалева к высшей мере наказания – смертной казни. Гособвинение считает, что виновность обвиняемых по всем эпизодам подтверждается изученными в суде доказательствами, а обстоятельств, смягчающих вину обвиняемых, не установлено.

После этого в интернете был организован сбор подписей против смертной казни для Ковалева и Коновалова, собрано свыше 50 тысяч подписей.

Начиная с 15 сентября, заседания в Верховном суде Белоруссии шли почти ежедневно. Владислав Ковалев полностью отрицает причастность к взрывам, Дмитрий Коновалов берет на себя ответственность за теракт 11 апреля, а также за теракт в День независимости в Минске 3 июля 2008 года. Следует отметить, что обвинение опиралось на показания, данные на предварительном следствии. Во время судебного процесса предполагаемый исполнитель теракта Коновалов молчал, а его предполагаемый пособник Ковалёв отказался от своих предварительных показаний, заявив, что он оговорил Коновалова под давлением.

Обвиняемые и их родственники во время всего судебного процесса вели себя совершенно по-разному. Дмитрий Коновалов категорически отказался давать показания в суде; сложилось впечатление, что он изначально смирился с ролью смертника. Родители Коновалова даже не присутствовали в судебном зале. А вот Владислав Ковалев отчаянно боролся за свою жизнь, уже в начале процесса заявив, что отказывается от данных ранее показаний, выбитых у него силой. Любовь Ковалева, мать Владислава, даже предложила расстрелять себя вместо сына:

– Ни мой сын Влад, ни Дима Коновалов не являются виновниками этого чудовищного преступления. На так называемом суде были представлены признательные показания Дмитрия, с которым в первые дни предварительного следствия велись допросы в отсутствие адвокатов. Как добываются такие показания – мы все знаем. Дима был очень сильно избит. Об этом свидетельствовал и Влад, и девочка, которая была с ними – Яна Почицкая. И если сегодня еще кто-то не понимает, что происходит вокруг нас, и готов потребовать еще невинной крови в дополнение к тем 15 жертвам, погибшим в метро, то я готова пожертвовать собой. Пусть меня расстреляют вместо мальчиков. Я уже достаточно пожила. И я уверена: мой сын и Дима в будущем поставят вопрос перед следствием и независимым судом о пересмотре дела и моей реабилитации.

Сестра Владислава Ковалева Татьяна уверена, что следователи Комитета госбезопасности подло обманули ее брата и Дмитрия Коновалова. Сначала убедили взять вину на себя, пообещав скорое освобождение, а потом подвели к "вышке". Тем не менее, семья Ковалева еще верит в чудо:

– Я знаю, что мальчишки этого точно не сделали. В Диме я тоже уверена, потому что он сам по себе тихоня, он такое делать не будет. То, что о нем говорят его друзья, я думаю, что их просто попросили такое сказать. Возможно, то, что он все время молчал, связано как раз с тем, что ему угрожали. Прежде всего, угрожали его семьей. Ведь его отец и его брат также некоторое время находились в СИЗО КГБ. Его отец вышел оттуда седой, это тоже о многом говорит. В их вину я не верю, также в их вину не верят и друзья, которые сейчас нас очень сильно поддерживают. Много людей на нашей стороне, которые пытаются каким-то образом мальчишек оттуда вытянуть, найти моменты, которые действительно подтверждают, что они невиновны. И мы будем бороться...

Однако бороться будет достаточно проблематично: приговор оглашен судом высшей инстанции и помиловать террористов может лишь президент Александр Лукашенко. С учетом, что более чем за полтора десятка лет Лукашенко ни разу не удовлетворил просьбу об отмене смертной казни, подобный вариант выглядит маловероятным. К тому же с момента взрыва на станции метро "Октябрьская" дело террористов находилось под личным контролем Лукашенко, который недавно повторил, что за подобное преступление виновные должны отвечать "по полной программе".

Мечеслав Гриб, бывший руководитель оперативно-следственной группы по раскрытию умышленных убийств женщин на территории Витебской области, уверен, что смертный приговор для Коновалова и Ковалева является ошибкой нынешних властей. Он вспоминает, что по громкому "витебскому делу" 30-летней давности незаконно были осуждены 13 человек, один из которых расстрелян. Милицейский генерал опасается, что и в этот раз к смерти могут быть приговорены невиновные люди:

– Я категорически против смертного наказания в нашей стране. Как человек, как гражданин, как юрист я первым поставил подпись под обращением о введении моратория на смертное наказание. Я это сделал осознанно – имея на своем опыте возможность убедиться, что бывают судебные ошибки, и человека, абсолютно невиновного в преступлении, могут расстрелять, а уже через несколько лет начать процедуру реабилитации. К тому же, я уверен, что никто не имеет права лишать человека жизни, даже государство. Не государство давало жизнь человеку и не оно должно лишать его самого дорогого, даже если этот человек большой преступник, – уверен Мечеслав Гриб.

* * *
Один из самых громких судебных процессов в истории белорусской юриспруденции начался в минском Доме правосудия 15 сентября и продолжался два месяца. Защита Коновалова и Ковалева заняла радикальную позицию, требуя оправдать своих подзащитных или, по крайней мере, не применять в отношении их высшую меру наказания. Дмитрий Лепретор, адвокат Дмитрия Коновалова, в частности, заявил: на примере такого громкого и обсуждаемого процесса у властей есть реальная возможность продемонстрировать, что Белоруссия идет по пути отмены смертной казни, чего от нее, собственно, и требует весь цивилизованный мир. Однако суд посчитал, что пожизненное заключение – слишком гуманное наказание для первых террористов в новейшей истории Белоруссии.

По мнению представителя правозащитного центра "Весна" Владимира Лабковича, следствию не удалось убедительно доказать вину обвиняемых:

– Мы считаем, что следствие не нашло достаточных доказательств их вины, а поэтому важно и необходимо провести новое объективное расследование, которое сможет дать ответ на вопрос, какова же степень вины этих людей, которые могут быть расстреляны. В своих выступлениях адвокаты и Ковалева, и Коновалова достаточно профессионально показали, что следствие с такой задачей не справилось, что вина этих людей не доказана. Но безотносительно к этому, использование смертной казни абсолютно невозможно: мы категорически протестуем против применения такого вида наказания в стране, – подчеркивает Владимир Лабкович.

"В настоящее время провести объективное расследование произошедшего 11 апреля в минском метро невозможно из-за той позиции, которую заняли нынешние власти Беларуси, – говорится в заявлении оппозиционной Объединенной гражданской партии. – В ходе судебного процесса не было создано условий для нормальной работы адвокатов, не было реальной состязательности сторон – и это уже не позволяет считать данное разбирательство объективным. Результаты следствия и аргументы обвинения ставят больше вопросов, чем дают ответов".
* * *

В результате взрыва в минском метрополитене на станции "Октябрьская" 11 апреля 2011 года пострадали свыше 300 человек, 15 человек погибли.
XS
SM
MD
LG