Ссылки для упрощенного доступа

Валерий Винокуров: «Недомыслители разговорились…»


Валерий Винокуров
Валерий Винокуров
Джон Стейнбек в романе «Зима тревоги нашей» устами персонажа поделился таким вот наблюдением (не цитирую, а пересказываю по памяти): есть люди, готовые все что угодно оправдать; они вам скажут, что при Гитлере не было безработицы, при Муссолини поезда ходили вовремя, а у Сталина, что ни говорите, был твердый характер. Очень важны, по-моему, эти вводные слова «что ни говорите». То есть что бы вы там про этих диктаторов ни говорили, а я вам во искупление их грехов доложу… В общем, ясно.

Казалось бы, сколько мудрых мыслей и глубоких характеров оставил нам Стейнбек, но я почему-то, как взгляну на его графический портрет, когда-то им подаренный моему отцу, прежде всего вспоминаю это его соображение. Может быть, потому, что в огромном, за долгую уже жизнь, круге общения не встречал недомыслителей, которые бы так высказывались. И вот недавно… нет, не встретил, но услышал, не одного, не двух, а сразу нескольких. Поводом же стала болезнь кубинского диктатора, на послеоперационный период отдавшего бразды правления брату.

Нетривиальная ситуация мгновенно побудила коллег по журналистскому цеху пригласить к беседам людей, встречавшихся с революционером-бородачом. Воспоминания и характеристики островного лидера заполонили радио- и телеэфир, полосы газет. Невозможно было послушать и прочитать все. С избытком хватило высказываний двух видных гэкачепистов и примкнувших к ним так называемых журналистов-международников, будто при советском режиме они и вправду могли считаться представителями свободной четвертой власти. Услышанное повергло в шок, и приведу лишь несколько «глубокомысленных» тезисов.

Великий кубинец, как, видите ли, всем известно, обладает исключительным обаянием в общении, и если бы ему довелось лично встретиться с Джоном Кеннеди, все проблемы в отношениях с США были бы сняты. А еще он здорово перехитрил американцев, открыв границу для уголовников (погибшие и убитые при попытках бегства с Острова свободы на свободу не вспоминаются, как и сидящие в тюрьмах диссиденты). А еще он недавно в стране с карточной системой разрешил открывать частные ресторанчики (видимо, Ленину – Сталину многое можно простить за несколько лет нэпа). А еще на Кубе работают прекрасные врачи (словно бы неизвестно, что первые операции по пересадке сердца делались в ЮАР в период жесточайшего апартеида). Ну, и как им было заодно не вспомнить, что советский великий диктатор из нищей страны создал великую атомную державу (чем занимался тоже во времена ГУЛАГа и карточной системы).

Да, конечно, скороговоркой замечали недомыслители, Куба нищенствует и руководит ей диктатор. И, оказывается, советскому журналисту свободнее работалось в Бразилии при военном режиме, нежели на свободном острове. Но это пустяки. А нищенствует она по вине США, СССР при первом, единственном президенте и России при двух уже президентах. Вот когда-то, мол, было здорово: на 80 процентов жизнеобеспечением кубинцев занимался Советский Союз (как и еще многих диктаторских режимов, из-за чего, в частности, советские люди дожили до распределения продуктов по талонам).

Апофеозом велеречивых недомыслителей стали их оскорбления в адрес трех своих президентов. В отношении советского (позволил, видите ли, еще и Германии объединиться) и первого российского они в выражениях не стеснялись, о действующем высказывались чуть осторожнее, но все равно в оскорбительном тоне. И самая простая, на поверхности порхающая мысль не посетила их светлые головы: говорить-то это все – что в российских средствах массовой информации, что в зарубежных – они могут сейчас, не опасаясь оказаться ни в Фаросе, ни в Лефортове, и никто их не заставит с утра до вечера слушать «Лебединое озеро».

А ведь и над Джоном Стейнбеком в свое время они поизгалялись: соизволил, подумайте только, посетить Вьетнам, чтобы повидаться с воевавшим там сыном…
XS
SM
MD
LG