Ссылки для упрощенного доступа

«При досмотре багажа снять струны со скрипки Гварнери»


«Чтобы не усложнять отъезд, администрация Большого театра приняла решение отправить музыкальные инструменты оркестра морем». [Фото — <i>GNU Free Documentation License</i>]
«Чтобы не усложнять отъезд, администрация Большого театра приняла решение отправить музыкальные инструменты оркестра морем». [Фото — <i>GNU Free Documentation License</i>]

Высокое искусство может стать неожиданной жертвой борьбы с терроризмом, предупреждает газета New York Times, рассказавшая о проблемах симфонических оркестров, которые начинают отказываться от гастролей, поскольку скрипки и виолончели Страдивари и Гварнери сразу же вызывают у охраны аэропортов ассоциации с терроризмом.


Об искусстве в контексте глобального терроризма я попросил высказаться обозревателя Радио Свобода, культуролога Бориса Парамонова: «Газеты пишут, что передвижение симфонических оркестров, всегда были нелегким делом. Многие музыкальные инструменты громоздкие и требуют особого присмотра, скажем, виолончели. Есть некоторые духовые инструменты, которые требуется разбирать при транспортировке, а потом собирать на месте назначения. Ясно, что теперь при резко ужесточенном режиме проверки безопасности в аэропортах, музыкантам стало особенно трудно.


Что прикажете делать, если у вас требуют при осмотре багажа снять струны со скрипки Гварнери? Именно этого потребовали у знаменитого скрипача Пинхаса Цукермана. Из сообщений газеты неясно — сумел ли он отбиться, или ему пришлось отменить поездку. Есть также сообщения о Большом театре, гастролировавшем в Англии вместе со своим оркестром. Чтобы не усложнять отъезд, администрация театра приняла решение отправить музыкальные инструменты оркестра морем. Когда теперь оркестранты Большого вновь их обретут?


Сообщается об отмене многих запланированных раньше гастролей симфонических ансамблей, а также о том, что инструменты отправляют грузовиками к месту назначения, если это не заокеанский тур. Музыканты прибывают на самолетах раньше, и не могут репетировать в отелях».


— Иными словами, высокое искусство становится жертвой террора?
— Безусловно, мы уже привыкли думать, что в эпоху глобализации мир становится по истине единый, в том числе и в культурном отношении. Теперь выясняется, что культурные контакты затрудняются не только между разными странами и континентами, между различными культурными регионами, но и внутри чуть ли не каждой отдельно взятой страны. Скажем, сложным делом стало даже приехать на гастроли из Филадельфии в Бостон.
Конечно, есть сейчас Интернет, радио, музыку какую угодно можно слушать и где угодно, но все это переводится в так называемый виртуальный план. Прямые контакты между людьми затрудняются. Процесс, который некоторые называют «столкновением цивилизаций», которого надеются не допустить, избежать, в таких случаях приобретает вполне ощутимый характер. Начинаешь задумываться об актуальности старинной пословицы — когда говорят пушки, музы молчат. Хотелось бы думать о презумпции невиновности у муз. Нельзя ли заранее предположить, что среди оркестрантов знаменитого музыкального коллектива террористов не может быть по определению?! Но в том-то и трудность нынешнего времени, что берется под сомнение и вызывает страх всё!


XS
SM
MD
LG