Ссылки для упрощенного доступа

Откровенность премьер-министра Венгрии привела к массовым беспорядкам в центре Будапешта


Программу ведет Андрей Шарый . Принимает участие корреспондент Радио Свобода Кирилл Кобрин.



Андрей Шарый : Венгерская оппозиция продолжила сегодня акции протеста в Будапеште с требованием отставки премьер-министра страны Ференца Дюрчаня. Демонстранты переместились с блокированной площади Свободы к зданию правительства Венгрии. В митинге участвует примерно 250 человек из правоцентристских партий, как сообщает наш корреспондент из Будапешта.


Напомню, что политический кризис возник в Венгрии вчера поздно вечером после массовых беспорядков в центре венгерской столицы Будапешта. Демонстрация оппозиции переросла в столкновения с полицией, были сожжены десятки автомобилей, а позже протестующие захватили здание телецентра. Оппозиция теперь призывает к отставке премьер-министра, а Ференц Дюрчань, в свою очередь, заявляет, что не допустит новых актов насилия. Рассказывает мой коллега Кирилл Кобрин.



Кирилл Кобрин: Поводом для негодования стало заявление премьер-министра Венгрии социалиста Ференца Дюрчаня о том, что заявления правительства о благоприятном положении в венгерской экономике после были неправдой. Аудиозапись была обнародована в воскресенье вечером на интернет-сайте государственного радио Венгрии:



Ференц Дюрчань : У нас нет особого выбора. Потому что мы все испортили. Не немножко, а сильно испортили. Ни одна из европейских стран не делала таких глупых вещей. В результате мы врали в течение последних полутора-двух лет. Было очевидно, то, что мы говорим, - неправда.



Кирилл Кобрин: По мнению наблюдателей, это была сознательная утечка. Правительство настаивает на немедленном проведении реформ, и подобное заявление подчеркивает их необходимость, является толчком к немедленным действиям. Ференц Дюрчань сразу признал, что произносил эти слова и объяснил их жесткость тем, что говорил в тесном кругу друзей и коллег. В ответ оппозиция потребовала отставки кабинета министров, а президент Ласло Шайом призвал премьера признать свою ошибку.



Ласло Шайом : Вчерашние новости вызвали моральный кризис в Венгрии. Реакция премьер-министра углубила этот кризис, потому что он попытался разделить ответственность за свои личные решения с теми, кто принимал решения в течение последних 16 лет. Никакая цель не может оправдать подрыв нашей веры в демократию, особенно если это сделано сознательно и с гордостью. Я призываю премьер-министра публично признать это.



Кирилл Кобрин: Накануне около десяти тысяч сторонников оппозиции вышли на улицы Будапешта, требуя отставки Дюрчаня. Позже несколько сотен радикально настроенных демонстрантов двинулась к зданию телецентра, поджигая автомобили и забрасывая полицейских камнями. Полиция применила слезоточивый газ и водометы, в столкновениях пострадали более ста человек. Один из раненых полицейских находится в критическом состоянии. Через несколько часов правоохранительные органы отступили, и демонстранты захватили здание телецентра, которое удерживали до четырех часов утра вторника.


Сам Ференц Дюрчань вчера находился в России, где проводил переговоры с Владимиром Путиным. Дюрчань вновь отказался покинуть свой пост и, как сообщают венгерские СМИ со ссылкой на неназванные источники, отклонил прошения об отставке, поданные министрами юстиции и внутренних дел в связи с беспорядками в Будапеште.


Но кто стоит за событиями в Будапеште? Смогут ли главные оппоненты социалистов - правоцентристские партии - выиграть от нынешнего политического кризиса? Я спросил об этом моего коллегу, специалиста по европейской политике Ефима Фиштейна.



Ефим Фиштейн: Правые центристы решительно за этим не стоят. Они отмежевались от насильственного характера демонстрации. Они участвуют в мирных демонстрациях. Скорее всего, за этим стоят неназванные радикалы. В Венгрии достаточно экстремистских группировок. Это хорошо проявилось и в ходе недавнего обострения венгерско-словацкого конфликта, в частности, большую активность проявляет организация, именуемая "64 жупы". Эта организация, добивающаяся восстановления Венгрии в границах до 1918 года.



Кирилл Кобрин: Так называемой великой Венгрии?



Ефим Фиштейн: Так называемой великой Венгрии, включающей части Румынии, в частности, Трансильванию и включающей Южную Словакию.



Кирилл Кобрин: Ефим, скажите, насколько влиятельны праворадикалы в венгерском обществе сейчас?



Ефим Фиштейн: Не думаю, что они очень уж влиятельны. Общее количество членов, разумеется, назвать невозможно, думаю, что их порядка нескольких тысяч. Однако для того, чтобы понять причины гнева венгров, нужно немножко вернуться к истории последнего политического процесса в Венгрии. В последние годы социалисты находятся у власти 5 лет. И хотя дела у Венгрии идут далеко не блестяще, она фактически отодвинулась куда-то на хвост всей десятки членов, вступивших недавно (два года назад) в Европейский Союз. Тем не менее, социалисты остались в ходе весенних выборов этого года у власти, именно благодаря колоссальным обещаниям и колоссальном искривлению, искажению реальной ситуации со стороны социалистов, руководимых Ференцем Дюрчанем, бывшим комсомольцем венгерским, а ныне миллиардером. Ференц Дюрчань уверял население в том, что дела Венгрии идут прекрасно, что социальные льготы будут сохранены, а налоги будут снижены. Сейчас же оказалось, что у Венгрии состояние народного хозяйства достаточно плачевное. Ференц Дюрчань признал это на собрании, видимо, руководства его партии, запись с которого и проникла в венгерскую печать. Это вызвало колоссальный гнев венгров, поскольку на фоне ухудшающегося положения и повышающихся налогов и снижающихся социальных льгот, предвыборные обещания его кажутся особенно циничными.



Кирилл Кобрин: Венгрия по сравнению с соседями и новыми членами Европейского Союза насколько впереди или позади, скажем, Словакии, Чехии, Польши и так далее?



Ефим Фиштейн: Несравнимо позади. Дело здесь не в том, что существует какой-то общий жизненный уровень, который в Венгрии, скажем, во всей этой группе, наверное, по-прежнему остается на 3-4 месте. Дело в том, что показатели, которые определяют будущее страны, плохи. Прилив инвестиций, капиталовложений из-за границы снижается. У Венгрии колоссальная внешняя задолженность, не имеющая аналогии во всем это восточноевропейском, если хотите, блоке. По всем этим показателям, при высокой инфляции и довольно высокой безработицы, Венгрии оказалась, повторяю, на хвосте всего этого региона. Хотя у нее были звездные часы в прошлом, когда она выходила вперед, но сейчас это давно позади. Прирост валового национального продукта ниже, чем во всех соседних странах и ниже, чем в странах Балтии. В этом смысле, у Венгрии достаточно печальные перспективы. Поэтому бодрость нынешнего социалистического правителя, который сам, повторяю, крупнейший предприниматель в стране, представляется особенно циничной. А он этого и не скрывал. Ведь венгров взволновал, в данном случае, шокировал именно цинизм, с которым он признает то, что лгал совершенно сознательно своим избирателям.



Кирилл Кобрин: Вернемся ко вчерашним событиям. Какую пользу для себя могут извлечь, например, правые в этом политическом кризисе?



Ефим Фиштейн: Они, несомненно, ловят в этой воде рыбку, повторяя, что к насильственным действиям не призывают венгров. Они опираются и на позицию президента страны, который заявил, что история с цитатой слов, сказанных премьером страны, фактически - это дно политической культуры Венгрии за послевоенные годы. В этом смысле у правых есть реальные шансы. Правда, выборы в ближайшее время не светят, а Ференц Дюрчань, премьер-министр Венгрии, заявил, что остается у власти и не собирается подавать в отставку.


Нужно сказать, что в ходе вчерашних демонстраций было ранено порядка 150 человек, из них 100 полицейских, что показывает, что демонстранты, видимо, были достаточно хорошо подготовлены к этим выступлениям. Здание телевидения, а я говорил с работниками венгерского телевидения, внутри разгромлено, аппаратура уничтожена. На 80 минут, на полтора часа, было прервано вещание. Все это показывает, что интенсивность беспорядков была достаточно высока.



XS
SM
MD
LG