Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие музыкальный критик Ефим Барбан .
Андрей Шарый: Человек дня Радио Свобода 24 октября - знаменитый российский композитор Софья Губайдулина, которой исполняется 75 лет.
Софья Губайдулина родилась в городе Чистополь, детство провела в Казани. Окончила Казанскую и Московскую консерватории. В шестидесятые годы работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки, писала музыку для кино, выступала с импровизациями в составе ансамбле "Астрея". С начала девяностых годов живет в Германии. Композитор-авангардист, автор многочисленных симфонических сочинений, в их числе "Семь слов Христа", "Ночи в Мемфисе", "Ночная песнь рыбы", "Теперь всегда снега". Лауреат многочисленных профессиональных премий и наград.
О человеке дня Радио Свобода говорит лондонский музыкальный критик Ефим Барбан.
Ефим Барбан: При общении с известными композиторами у меня нередко возникало ощущение, что их художественный дар не всегда совпадает с их же уровнем аналитических и интеллектуальных способностей. Человек и композитор жили в них по отдельности, почти не соприкасаясь. София Губайдулина счастливо избежала этой двойственности. Из бесед с ней я вынес впечатление, что духовные и философские глубины ее музыки, поэтическая лиричность ее сочинений соединены с одухотворенностью, интеллигентностью и высочайшей культурой их автора. И что еще реже встречается - с незаурядной критической, аналитической способностью. Как композитор София Губайдулина тяготеет к исследованию сущностно важных человеческих проблем. Однако для нее, как она сама выразилась, музыка - это способ жить, а не способ сообщить. Музыка для нее - это творческий акт, позволяющий перейти в другое состояние жизни, которое она называет вертикальным. Когда я попросил ее очертить круг своих культурных интересов, она назвала имена Рильке, Элиота, Пауля Клее. При всем художественном авангардизме ее сочинений в них подспудно присутствует дух Иоганна Себастьяна Баха, которого Губайдулина считает центром и точкой отсчета своей жизни. Впрочем, сама она называет еще одного композитора, которого полагает своим духовным наставником, - Антона Веберна; однако и у него она заимствует вовсе не композиторскую технику, а способ жить и творить. И еще одно свойство этого выдающегося композитора и незаурядного человека: у Губайдулиной отсутствует потребность в полемичности, в навязывании своих идей и убеждений. Эта ее добрая воля помогает глубже понять ее музыку.