Ссылки для упрощенного доступа

Гринпис требует лишить генетически модифицированную сою сертификата безопасности


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимает участие корреспондент Радио Свобода в Москве Марина Катыс.



Кирилл Кобрин: Экологическая организация Гринпис требует лишить так называемую генетическую модифицированную сою сертификата безопасности. С таким заявлением выступили экологи в Санкт-Петербурге, где на борту корабля "Арктик санрайз" "Гринпис" обнародовал результаты исследований продуктов на содержание трансгенной сои. Из 15 наименований, проходивших проверку, генетически модифицированные ингредиенты, так называемые ГМИ, были обнаружены в 7.


Моя коллега Марина Катыс попросила прокомментировать эту ситуацию директора по компаниям Гринпис Россия Ивана Блокова.



Иван Блоков: Дело в том, что на момент, когда выдавался сертификат, исследования, проведенные для его выдачи, безусловно, были недостаточны. Но, несмотря на это, он был выдан, и с того момента прошло уже 5 лет. За это время появилось множество данных, явно свидетельствующих о потенциальной опасности сои. Поэтому продавать ее в нынешних условиях для питания населения совершенно недопустимо.


Будет не совсем верно сказать, что результаты были обнародованы впервые. Просто они были обнародованы в собранном виде, поскольку они проводились разными учеными - и российскими, и итальянскими, из самых разных стран. Вместе, наверное, это было сделано впервые именно в России, в Петербурге, на борту корабля "Арктик санрайз".



Марина Катыс: И каковы будут последствия этого заявления? Что планирует предпринять Гринпис для того, чтобы действительно изъять ГМ-сою с российского пищевого рынка?



Иван Блоков: Сразу несколько вещей. Во-первых, мы обратились в Роспотребнадзор с требованием, чтобы они не продлевали сертификат, на что они имеют полное право юридически. Следуя методическим указаниям, которыми они обязаны руководствоваться при появлении новых данных о безопасности или опасности продуктов, сертификат может не продлеваться.


Во-вторых, зная, что у нас Роспотребнадзор работает далеко не быстро, и мы не всегда удовлетворены тем, как он работает, мы подали в суд с требованием отозвать сертификат. И, наконец, последнее, мы постараемся просто не допустить в Россию импорт генетически модифицированной сои.



Марина Катыс: По предварительным оценкам, в Россию ежегодно ввозится от 600 до 1000 тонн импортной ГМ-сои. Это действительно очень большой объем. Разве возможно перекрыть все поставки ГМ-сои на российский рынок?



Иван Блоков: Теоретически, если бы таможенные органы захотели это сделать, то 99 процентов этой сои можно остановить. Например, когда перекрывались поставки ряда продуктов в Японию, то, по-моему, за 8-9 месяцев удалось приостановить поставки всех генетически модифицированных продуктов, о которых японцы выражали беспокойство. Я думаю, что это абсолютно реально, это технически возможно. Сейчас в России уже есть, наконец, достаточно хорошо оснащенная лаборатория, в которой могут проводить исследования, поэтому здесь не будет особо больших проблем. Важно, чтобы было желание и чтобы это желание было поддержано соответствующими нормативными актами или отмененным сертификатом.



Марина Катыс: А как быть с теми компаниями, фирмами-производителями, которые всячески лоббируют внедрение генетически модифицированных продуктов на российский рынок? Ведь их влияние тоже велико в России.



Иван Блоков: Надо заметить, что у нас сейчас единичные компании, которые реально пытаются лоббировать поставки таких продуктов. Я был очень хорошо удивлен, когда оказалось, что большая часть российских компаний или, точнее, большая часть компаний, оперирующих в России, как российских, так и зарубежных, они отнюдь не стараются протолкнуть такие продукты. И очень многие из них, я думаю, что по объему производства это больше половины, категорически отказались от использования генетически модифицированных ингредиентов в своей продукции. А с теми компаниями, которые не захотят этого делать, я думаю, что потребитель сам рассудит.



Марина Катыс: Если говорить теперь по существу, чем опасна ГМ-соя, используемая в пищевых продуктах?



Иван Блоков: Относительно тщательного исследования были проведены по кукурузе и по картофелю. Это те данные, которые Гринпис удалось получить. Картофельные исследования мы получили в России, исследования по кукурузе в Германии. С использованием судебной системы. Они четко показывают, что эти продукты оказывают воздействие на состав крови, на размеры внутренних органов и потенциально стимулируют развитие определенных отклонений во внутренних органах. Я не могу в данном случае сказать о том, применимо ли это полностью к сое, но то, что поведение крыс, на которых исследовалась генно-модифицированная соя в России, значительно отличалось, например, в сторону агрессии от нормального поведения крыс - это факт. Эти исследования были проведены у нас, здесь, люди, которые их проводили, они доступны, они здесь, рядом.



Марина Катыс: Как Гринпис относится к тому, что заявление по ГМ-сои фактически совпало с событиями в Москве, когда политические партии и ряд, собственно, и ученых, и представителей бизнеса обратились к мэру Москвы с предложением сделать Москву зоной, свободной от ГМ-продуктов.



Иван Блоков: Вы знаете, в Москве уже достаточно давно действует закон, который запрещает использовать средства городского бюджета для закупки школьного питания, содержащего генно-модифицированные продукты. Поэтому здесь можно сказать только спасибо Московской городской думе. Что касается непосредственно работы мэрии, то уже больше полугода идет тщательная работа с мэрией, выверка юридических возможностей того, может ли Москва, учитывая федерального законодательство, отказаться от генетически модифицированных продуктов. Судя по всему, такая возможность найдена была, и это заявление очень удачно совпало для того, чтобы поддержать то, что уже давно готовят московские власти.



Марина Катыс: Но ведь большинство продуктов, присутствующих на российских рынке и содержащих генетически модифицированные источники, при этом не имеют никакой маркировки. Как определить покупателю и, собственно, контролирующим органам, что представлено на пищевом рынке?



Иван Блоков: Подавляющее большинство продукции, которая содержит ГМ-ингредиенты, не имеет маркировки. Тем не менее, поскольку сейчас есть действительно существующая реально система лабораторий, то, чего не было три года назад, то провести такие анализы не представляет особо больших проблем, это даже финансово не столь уже накладно, поскольку один качественный анализ обходится где-то в 500-600 рублей. Что, в общем, вполне возможно для анализа относительно больших партий товара. Я думаю, что было бы желание, равно как и с импортом продуктов в Россию, а технических проблем здесь никак не станет.



Марина Катыс: Но, если говорить о пищевых продуктах, содержащих генетически модифицированную сою в частности, это в основном продукция, произведенная на территории Российской Федерации или это импорт?



Иван Блоков: Основная масса продукции, которая содержит генно-модифицированную сою, безусловно, произведена на территории Российской Федерации. В принципе, подавляющая часть продуктов, содержащих сою, произведена именно здесь. Как вы знаете, соевые добавки используют для того, чтобы увеличить объем продукции, фактически заменив мясо. Они часто используются в мясе, колбасе, в кое-каких кондитерских изделиях. Безусловно, эти продукты по большей части производятся здесь, у нас.



Марина Катыс: То есть для российских властей при наличии политической воли и внутреннего стимула не составит особого труда отделить зерна от плевел и очистить российский рынок от генетически модифицированных продуктов.



Иван Блоков: Абсолютно. Если принять нужные подзаконные акты, то в принципе это сделать можно очень легко, я бы сказал, что это вопрос буквально нескольких месяцев.


Материалы по теме

XS
SM
MD
LG