Ссылки для упрощенного доступа

История профсоюзов и их нынешнее влияние в России


Программу ведет Алексей Кузнецов. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Максим Ярошевский.



Алексей Кузнецов: В Москве сегодня завершается трехдневный съезд профсоюзов. Одно из основных предложений, поступивших от его участников, - требование повысить минимальный размер оплаты труда, чтобы приравнять его к прожиточному минимуму. То есть в 2009 году МРОТ может стать в три раза больше и достичь суммы 4500 рублей. Об истории профсоюзов и нынешнем влиянии этой организации нашему корреспонденту рассказал социолог, сопрезидент компании Феникс Александр Тарасов.



Максим Ярошевский: Когда, собственно, возникло движение профсоюзов?



Александр Тарасов: Официально – в 1905 году, когда профсоюзная деятельность была разрешена. До 1905 года профсоюзная деятельность была запрещена, и профсоюзы были нелегальные, подпольные.



Максим Ярошевский: А если вспоминать со времен возникновения Советского Союза, насколько была влиятельной деятельность профсоюзов?



Александр Тарасов: В 20-е годы достаточно влиятельными были профсоюзы в Советском Союзе, с ними всерьез считались. Было такое явление в 20-е годы даже – профсоюзная оппозиция, внутри партии причем это была профсоюзная оппозиция, которая по сути дела предлагала передать хозяйственные функции профсоюзам от государства. При Сталине, естественно, все это было свернуто, профсоюзы превратились в часть государственной машины, формально считавшуюся общественной организацией. И так это длилось до распада Советского Союза.



Максим Ярошевский: А после распада, при России нынешней влияние профсоюз каково?



Александр Тарасов: Дело в том, что у нас сохранился такой неликвидированный советский обломок, который называется Федерацией независимых профсоюзов России – ФНПР. Это наследник ВЦСПС – Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов, советского. И он не является, этот обломок, в прямом смысле слов профсоюзами, хотя он объединяет большинство объединенных в профсоюзы работников, формально объединенных. А поскольку он не является профсоюзами, а является таким как бы приводным ремнем партии «Единая Россия», что символизирует собой Андрей Исаев, который, с одной стороны, секретарь ФНПР и заместитель председателя ФНПР, а с другой стороны, он же член политсовета «Единой России» и заместитель председателя «Единой России», а с третьей стороны, он же председатель профильного Комитета по делам труда в Госдуме, то есть государственный чиновник, называя вещи своими именами. Естественно, что эта организация на самом деле не представляет интересы наемных работников и напрямую за них не борется.



Максим Ярошевский: То есть все-таки это достаточно сильное объединение, оно готово чего-то добиться? Например, сейчас пытаются добиться увеличения минимального размера оплаты труда.



Александр Тарасов: Если это произойдет, то это произойдет путем сложных переговоров в кремлевских кабинетах и не по той причине, что ФНПР чего-то требует, а просто ФНПР затем припишет это себе как успех.



Максим Ярошевский: Образно говоря, они озвучили идею.



Александр Тарасов: Да, у них есть такая роль официальная – они как бы транслирует наверх запросы и интересы масс. А верхи как бы к ним прислушиваются.


XS
SM
MD
LG