Ссылки для упрощенного доступа

«За 15 лет Тбилиси не сделал ничего, чтобы отношение к Грузии и грузинам изменилось»


Абхазы убеждены, что возвращение грузинских беженцев приведет к новой кровопролитной войне
Абхазы убеждены, что возвращение грузинских беженцев приведет к новой кровопролитной войне

Абхазские политики, чувствуя за собой фактическую поддержку Москвы, не забывают о военной победе Сухуми над Тбилиси и отказываются от установления с Грузией другой формы отношений, кроме межгосударственных. В интервью грузинской службе Радио Свобода министр иностранных дел самопровозглашенной Абхазии Сергей Шамба вновь возложил на власти Грузии всю ответственность за начало боевых действий:


- Накануне войны парламент Абхазии направил письмо, в котором предложил Грузии пересмотреть наши отношения, сделать их соответствующими новому времени, демократическим принципам, преобразованиям, которые происходят. Написали даже в конце такую эмоциональную фразу о том, что «надеемся, что наша рука, протянутая вам, не повиснет в воздухе». Вместо этого ввели танки, боевые самолеты начали стрелять по пляжу, где отдыхающие люди купались. Вот этим ответили.


- Была возможность договориться о федеративных отношениях. Потому что была направлена в Абхазию перед этим официальная делегация из Тбилиси. У нас здесь были официальные встречи. Договорились о создании федеративной модели. Но, видимо, Грузия, когда получила огромное количество вооружения, решила, что церемониться с нами не стоит, и все вопросы можно решать силой. Это традиционная политика - и при меньшевиках было, когда войска ввели, и при большевиках было, когда уничтожали нашу культуру и самобытность, при Гамсахурдиа было, при Шеварднадзе было, и сейчас не прекращаются всякие провокационные действия в Кодорском ущелье. Так что мы к этому ко всему привыкли. Поэтому и говорим, что мы можем говорить только об установлении каких-то добрососедских отношений в перспективе.


- …Сказки рассказывали. Говорили, [что войска введены] то для защиты железной дороги, то для спасения Кавсадзе. Всякие придумывали. На железной дороге в это время происходило много фактов грабежей. Но фактически все они происходили в Зугдидском районе. Из огромного количества таких случаев на территории Абхазии в Гальском районе произошли всего 1-2 таких случая. Все остальные происходили в Западной Грузии. Это хорошо известная статистика. Так что это поводы. Никто железнодорожную дорогу при помощи боевых вертолетов и танков не охраняет.


- Грузинское руководство не сделало ничего для того, чтобы эти раны затянулись и что-нибудь изменилось во взаимоотношениях наших народов. Напротив, они все время усугубляют эту ситуацию. Дальше будет возможность - будем вести политику в направлении каких-то установлений добрососедских отношений, межгосударственных отношений. Ни о чем другом сейчас речи быть не может. Но для этого Грузия должна сделать определенные реальные шаги, чтобы в абхазском обществе постепенно стало меняться отношение к Грузии и к грузинам. В сегодняшних наших взаимоотношениях - возвращение людей в другие регионы - приведет к новой внутренней войне, кровопролитиям, и как следствие, к новой грузино-абхазской войне. Это совершенно для всех очевидно. Поэтому в этом никто не заинтересован. Для того чтобы местное население в Абхазии было готово принимать возвращающихся людей, грузинская политика должна [претерпеть] серьезные изменения. И в течение многих лет нужно исправлять эту ситуацию. Если бы в течение 15 лет Грузия другую политику вела по отношению к Абхазии, доброжелательную, а не враждебную, то, может быть, постепенно отношение менялось бы. Но этого нет. Но когда-то это надо начинать делать. Вот тогда, когда Грузия начнет это делать, может быть, через 10, может быть, через 15, я не знаю, через сколько лет - изменится отношение в абхазском обществе к этому вопросу.


XS
SM
MD
LG