Ссылки для упрощенного доступа

В Чехии избирают президента страны


Вацлав Клаус. 2007
Вацлав Клаус. 2007

Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Александра Вагнер и Андрей Шарый.

Кирилл Кобрин : В Чехии на совместном заседании обеих палат парламента избирают президента страны. На пост главы государства претендуют нынешний президент Вацлав Клаус и профессор-экономист Ян Швейнар. В чешском парламента работает наш корреспондент Александра Вагнер. Сейчас она по телефону в прямом эфире Радио Свободы.

Александра, здравствуйте!

Александра Вагнер : Добрый день!

Кирилл Кобрин : Итак, что, избрали президента?

Александра Вагнер : Пока еще нет. Внеочередное заседание в Пражском Граде продолжается.

Кирилл Кобрин : Какие партии поддерживают каких кандидатов? Расскажите, пожалуйста, о том, как выглядит политический ландшафт сейчас заседания?

Александра Вагнер : Фаворитом сегодняшних выборов, конечно, является Вацлав Клаус. Его поддерживает правоцентристская партия, которая имеет большинство голосов в сенате, и больше трети голосов в нижней палате парламента. Правда, для первого раунда этого не хватит. Поэтому, скорее всего, в этом туре голосования раундов будет больше. Оппозиционные левоцентристы вместе с "зелеными" поддерживают Яна Швейнара. Но для его победы необходима поддержка и других партий, например, коммунистов и христианских демократов. Коммунисты намерены блокировать голосование в первых двух тура, голосовать за Швейнара, а в последнем - воздержаться. А христианские демократы с выбором разделились 50 на 50.

Кирилл Кобрин : Таким образом, получается, что Ян Швейнар не очень большими шансами обладает на то, чтобы быть избранным главой государства?

Александра Вагнер : Я думаю, что - да, хотя у них шансы довольно равные у обоих кандидатов.

Кирилл Кобрин : Александра, а в чем разница между этими двумя кандидатами, кроме того, что это два разных человека и два разных политика? Какие у них политические взгляды? Судя по всему, у них главное противоречие в отношение к Евросоюзу?

Александра Вагнер : Да. Но вот интересно, когда выступали президенты во время заседания, Вацлав Клаус сказал, что от него не стоит ожидать сюрпризов, что все решения, принятые им за годы президентства, он старался принимать с позиции беспартийного, что нынешний курс страны менять не стоит (я думаю, что он имел в виду как раз Евросоюз), а имеет смысл лишь вносить некоторые коррективы. Я думаю, что Ян Швейнар, конечно, выступает за более глубокую интеграцию по сравнению с Вацлавом Клаусом, хотя Вацлав Клаус подчеркнул, что его критика в адрес Евросоюза совершенно не имеет отношения к тому, что он считает Евросоюз как бы основным приоритетом в политике Чехии.

Кирилл Кобрин : Спасибо, Александра!

Прокомментировать начавшуюся процедуру выборов чешского президента, оценить шансы кандидатов - Вацлава Клауса и Яна Швейнара - международного обозревателя Радио Свобода, эксперта по странам Центральной Европы Ефима Фиштейна попросил мой коллега Андрей Шарый.

Андрей Шарый: Не бывало так еще в новейшей чешской истории, чтобы президента выбирали в первом же туре голосования. Всегда это затягивается на несколько дней или недель. Судя по всему, так случится и сейчас. В то же время 70 процентов населения, по опросам общественного мнения, выступают за прямые выборы президента. Почему бы не предоставить это право голоса гражданам, а не политикам?

Ефим Фиштейн: Разговор о возможности перехода на прямые, всеобщие выборы президента ведется уже очень давно. И всякий раз получается так, что незадолго до парламентских выборов какие-то партии выставляют прямые выборы президента в качестве своего программного лозунга, а вскоре после выборов об этом забывают. Дело тянется снова 4 года, а на следующие выборы опять приходят с тем же лозунгом.

Практически нет ни одной партии на сегодняшний день, которая бы выступала против прямых выборов. Но в то же время всякий раз, когда вопрос об этом поднимается в парламенте, партии не способны прийти к общему заключению, и выборы снова оказываются парламентскими.

Андрей Шарый: Пожалуй, главное политическое отличие между, бесспорно, либеральными, в общем, политиками Клаусом и Швейнаром заключается в том, что Швейнар предлагает более быструю адаптацию что ли чешской экономики, чешской политической жизни, социальной к условиям Европейского Союза. Почему Клаус - это главный евроскептик в Чехии, в стране, которая много получила от вступления в ЕС?

Ефим Фиштейн: Евроскептик - это слово, которое Клаус весьма не любит. Ведь именно он в свое время подписал заявку Чехии о вступлении в Евросоюз. Он же подписал сравнительно недавно обязательства Чехии по отношению к еврозоне. Короче говоря, он настаивает на том, что его позиция - это активная европейская позиция, которая попросту не перенимает вслепую все недостатки Европейского Союза, но предлагает их активное и позитивное решение. Швейнар, в данном случае, всего лишь выступает практически за заимствование всех решений Брюсселя. Поэтому эта позиция не представляется многим абсолютно однозначно выигрышной по сравнению с позицией Клауса.

Андрей Шарый: Чехии нужно обновление политической элиты, на ваш взгляд?

Ефим Фиштейн: Поколения могут сменяться, но это отнюдь не означает, что новое поколение окажется каким-то образом качественнее предыдущего. Неслучайно и сегодня политики ссылаются в основном на положительный опыт времен первой республики Масарика, Бенеша. Скорее следует говорить о культивировании культуры, чем об изменениях, связанных только со сменой поколений. Культивирование культуры оказывается делом совсем, совсем непростым, в 15-17 лет не укладывается. Поэтому Чехию нужно рассматривать только на фоне других государств Центральной Европы. Тогда мы сразу на этом фоне почувствуем, что по сравнению с Польшей, Венгрией, Словакией ситуация отнюдь не так уж плоха.

Андрей Шарый: Означает ли сказанное вами, что вероятнее всего повторное переизбрание Клауса?

Ефим Фиштейн: Все политологи Чехии сходятся во мнении, что у Клауса гораздо больше шансов на переизбрание по той простой причине, что он все эти годы варится в здешнем соку. Он - составная часть всех политических битв. Но Швейнар имеет определенное преимущество того, что называется в России институтом варягов, то есть человека, который приходит из-за рубежа без каких бы то ни было связей, но в то же время и без какого бы то ни было прошлого, негативного. Это, с одной стороны, преимущество, с другой - недостаток. Почему же политологи считают, что у Клауса больше шансов? Потому что кроме чистых методов, его партия может использовать и методы закулисных сделок. В этом смысле у Швейнара возможности не столько велики. Если в ход пойдут какие-то политические махинации, то там все-таки больше шансов у Клауса.


Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG