Ссылки для упрощенного доступа

РПЦ осудила икону с изображением Сталина


Православная церковь для Сталина была всего лишь инструментом в большой политической игре. Сегодня многие священники уверены в том, что попытки церковного почитания Сталина - полное историческое беспамятство
Православная церковь для Сталина была всего лишь инструментом в большой политической игре. Сегодня многие священники уверены в том, что попытки церковного почитания Сталина - полное историческое беспамятство

На иконе блаженной Матроны Московской женская фигура теряется, поскольку на первом плане изображен вполне хрестоматийный «отец народов» в шинели, в полный рост, правда, без нимба. Эти две фигуры соединила легенда о том, что в 1941 году Сталин пришел к блаженной Матрене, и она благословила его сказав: «Ты один останешься в городе. Всех отправляй, а город не сдавай. И не сдашь».


Икона появилась в храме святой княгини Ольги в Стрельне по инициативе его настоятеля игумена Евстафия (Жакова). В интервью газете «Завтра» он объяснил, что «это не икона, прославляющая Сталина. Это образ святой Матрёны Московской. А Сталин - это один из тех людей, кого она благословила. В этом нет никакого криминала с точки зрения богословия».


Неканонические иконы появляются с легкой руки отца Евстафия не впервые. Ранее в другой церкви, где он был настоятелем, появилась икона святого Евгения Родионова - солдата, отказавшегося снять нательный крест и за это убитого в чеченском плену.


Председатель Свято-Петровского православного братства Владимир Коваль-Зайцев согласен с тем, что «с точки зрения официальной церкви появление такой иконы не является каноническим действием. Но вера движет людьми. Они верят, что Сталин был в некотором смысле человеком святым. Это говорит о том, что христианства они не поняли, не почувствовали, даже если они и называют себя христианами».


При этом часть прихожан храма святой Ольги в Стрельне отказалась поклоняться иконе с изображением Сталина. Владимир Коваль-Зайцев напоминает, что «Сталин после 1943 года действительно сделал какие-то шаги, которые можно интерпретировать как обращение к Богу. Но это не подтверждает ни изучение истории, ни то, что происходило после войны. Репрессии продолжались. Народ, который во время войны развернул плечи, после нее был репрессирован, заключен в те же самые лагеря. Я не могу отнести это к деяниям верующего».


Не так давно петербургские коммунисты обратились к Русской православной церкви с просьбой канонизировать Сталина, но разрешения не получили. Владимир Коваль-Зайцев замечает, что «никакой общенародной оценки этому коммунистическому явлению в нашей стране дано не было. Звучат только отдельные голоса. Солженицын так и не был услышан, хотя у нее все очень давно написано. Преступления не осуждены. Мы пожинаем плоды этого до сих пор».


Петербургская епархия уже назвала поступок игумена Евстафия грубейшим нарушением канонической дисциплины, с которым должен разбираться митрополит. Игумен Вениамин (Новик) считает, что «попытки церковного почитания Сталина - это полное историческое беспамятство и даже безумие. 19 января 1918 года патриарх Тихон в своем послании отлучил от церкви тех крещенных в православии людей, которые убивали невинных. А 22 января Поместный Собор подтвердил эту анафему. Так что с канонической точки зрения Сталин находится под анафемой. Ее никто не отменял. Поэтому даже панихида по Сталину является канонически недопустимой.


В 1937-41 гг. было расстреляно около 100 тысяч священно- и церковнослужителей. После окончания войны снова начались довольно жесткие репрессии в адрес церкви. На оккупированных советских территориях был открыто 9 тысяч православных храмов, а на советских территориях, которые не были оккупированы, во время войны было открыто всего лишь 700 храмов. Таким образом, Сталин ни с какой стороны в православные не годится. Для него церковь была лишь инструментом в его игре».


Предание о встрече Сталина с Матроной Московской отец Вениамин называет «псевдоблагочестивым» и иронично замечает, что «придется для таких людей ввести какой-то новый чин святых, которые утверждали бы свою святость и православие через уничтожение православия». Осудило игумена Евстафия и руководство Русской православной церкви, заявив, что клирик не имеет права вешать в храме неканоническую икону. В результате стало известно, что игумен Евстафий попросил освободить его от должности настоятеля храма, а икону со Сталиным сначала поместил в дальний придел храма, а потом и вовсе унес к себе домой.
XS
SM
MD
LG