Ссылки для упрощенного доступа

Общество поощрения русской поэзии и РАО "ЕЭС России" вручили премию "Поэт" Александру Кушнеру


Электрификация поэзии

Специально для сайта

Владимир Губайловский

В обесточенном, полупарализованном городе, где народонаселение упорно пыталось хоть каким-то образом доехать на неработающем метро, прорывалось через непрерывные пробки, пробовало на свой страх и риск понять логику ослепших светофоров, в этом городе состоялось еще одно событие, умеющее самое непосредственное отношение к электричеству: Александру Кушнеру была вручена премия "Поэт".

Эту премию кто-то уже бойко назвал поэтическим "Оскаром", даже не постеснявшись такого сравнения. У стихов вообще (а у стихов Кушнера в особенности) уж очень мало общего с блокбастером. Да и премиальной суммы, которая кажется очень большой – 50 000 долларов США, вряд ли хватило бы даже на одну сцену очередного эпизода "Звездных войн".

Инициатором создания премии стало РАО "ЕЭС России" и даже лично Анатолий Чубайс. С этой стороны все более-менее определено. Что представляет собой "Общество поощрения русской поэзии" пока не очень понятно, кроме того, что его председателем является Сергей Чупринин – главный редактор журнала "Знамя" и есть весьма представительное жюри премии "Поэт", в которое вошли известные критики и литературоведы.

Вручение премии происходило в гостинице "Ренессанс" и было обставлено весьма помпезно. Сергей Чупринин объявил лауреата, вручил ему нагрудный знак – "Золотое перо" и диплом. Член правления РАО "ЕЭС России" Леонид Гозман, поздравляя лауреата, сказал, что бизнесмены устроили механизм премии так, что она сможет существовать и после того как РАО "ЕЭС России" уже не станет. То есть у премии есть независимое будущее, хотя каков конкретно этот механизм Гозман не уточнил. А в таких делах интересно знать детали. А дальше пошли VIP'ы. Было зачитано поздравление председателя Совета Федерации Сергея Миронова, который порадовался за всех "кому дорого родниковое поэтическое слово". Потом лауреата поздравляли академик РАН Вячеслав Вс. Иванов, сказавший, что поэзия Кушнера интеллектуальна и входит в "петербургский текст"; на что Евгений Евтушенко возразил, что неинтеллектуальной поэзии не бывает, но Кушнер все равно хороший, потому что он "исповедальный". Правда, какая-то трещинка прозвенела в словах Евтушенко, то ли обиды, то ли высокой грусти, по поводу несправедливости мироустройства. Белла Ахмадулина и Борис Мессерер появились из-за кулис, хотя все остальные поднимались из зала. Ахмадулина сказала, что она "любит Сашу Кушнера", а Мессерер повернул процесс поздравления довольно неожиданно: "Я никогда не видел Сашу так красиво одетым, я его помню то в плавках на побережье, то в каких-то рубашечках и пиджачках".

Кушнер сидел на сцене в кресле, которое было ему явно велико. Казалось, что стоит ему поджать ноги, и он поместится в этом кресле целиком. Маленький человек с удивительным поэтическим даром.

В ответном слове Кушнер говорил о неизбежности русской поэзии, о том что ее существование продиктовано самой пластикой русского языка: эти уменьшительные и увеличительные суффиксы, которые позволяют добиться предельной точности, этот свободный синтаксис и плавающее ударение. Кушнер говорил неровно, немного сбиваясь и от этого его слова только выигрывали – они становились убедительнее, как будто рождались прямо сейчас, так, как заново рождаются стихи всякий раз, когда поэт их читает.

Кушнер говорил слова благодарности и высокому жюри и тем "энергичным людям, которые преобразовали нашу страну. Их судьба трагична. Чтобы получить ту благодарность, которую они заслуживают им нужно жить долго". Это было трогательно, на фоне появившихся сообщений о вызове Анатолия Чубайса в генеральную прокуратуру, на фоне всех тех слов, которые были сказаны на московских улицах и в подземке, в застрявших лифтах, в стоящих многие часы электричках, многокилометровых пробках. Главу РАО ЕЭС уже не ругали. Это уже не требовалось. Что происходит? Да, полный чубайс.

Анатолий Чубайс не был на вручении премии, которая создана его усилиями, хотя должен был присутствовать. И вряд ли можно было устроить худший пиар для премии "Поэт", чем авария 25 мая. Как сказал Чупринин, Чубайс должен был произнести поздравительную речь, чей текст раздали журналистам.

"Не могу оценивать творчество Александра Семеновича Кушнера так, как это делают специалисты. Могу лишь сказать, что из пишущих сегодня по-русски поэтов он для меня - один из самых близких. Его интонацию – совсем не пафосную, почти повествовательную, очень человеческую – с годами начинаешь ценить выше и выше. Это, казалось бы, совсем далеко от перипетий нашей бурной политической жизни последних полутора десятилетий – а в действительности именно Александр Семенович Кушнер, как мало кто из лидеров нашей интеллигенции глубоко и точно понимает, что, собственно, произошло в стране, что все эти годы делаем мои товарищи и я сам.
Мне нравятся чужие "мерседесы"
Я, проходя, любуюсь их сверканьем.
А то, что в них сидят головорезы,
Так ведь всегда проблемы с мирозданьем, -
с такой пронзительной терпимостью, глубиной и самоиронией понимает наш мир только Кушнер". (Из поздравления Анатолия Чубайса)

Поэт отпустил грехи олигарху. Бизнесмен и политик, периода первичного накопления капитала – сумел это оценить.

XS
SM
MD
LG