Ссылки для упрощенного доступа

Братислава готовится к встрече Джордж Буша с Владимиром Путиным


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Ирина Лагунина и Ян Рунов.

Андрей Шарый: Президент США Джордж Буш считает Братиславу идеальным местом для встречи с президентом России Владимиром Путиным. А Владимир Путин, отвечая на вопрос словацких журналистов о причинах выбора Братиславы в качестве очередной столицы российско-американского саммита, сказал: "Город хороший". Сейчас на линии прямого эфира специальный корреспондент Радио Свобода в Братиславе Ирина Лагунина, которая прибыла в этот хороший город чуть раньше президентов двух супердержав.

Ирина, добрый вечер, готова ли Братислава к проведению встречи? Что говорят в кулуарах?

Ирина Лагунина: Добрый вечер, Андрей. Сказать, что Братислава сейчас уже готова, нет, конечно, хотя всюду висят транспаранты "Буш-Путин", "Саммит Буш-Путин". Почему-то нигде при этом не висит никаких транспарантов по поводу того, что всю первую часть дня завтра Буш проведет отнюдь не во встречах с российским президентом, а с партнерами из Словакии. Но тем не менее, транспаранты "Буш-Путин. Саммит-2005" украшают улицы. Это, пожалуй, единственное, что заметно из такого городского оформления этого саммита.

Что касается пресс-центра, то, откровенно говоря, он тоже еще не готов, в том смысле, что далеко не вся пресса сейчас присутствует, далеко не все приехали. Заметно, что количество журналистов прибывает с каждым часом, становится все более и более шумно. Ожидается несколько тысяч журналистов. Под работу прессы был выделен огромный выставочный комплекс с видом на тот замок, где будут встречаться российский и американский президенты.

Андрей Шарый: Ирина, что известно о формате встречи Владимира Путина и Джорджа Буша? Известно, что никто не объявляет эту встречу заранее исторической, это рабочая встреча, тем не менее, стоит ли ожидать каких-то результатов?

Ирина Лагунина: Результатов, конечно, стоит ожидать. Они заключаются хотя бы в том, что два президента опять увидят друг друга лично, опять смогут лично обсудить довольно серьезные проблемы.

Что касается того, какие проблемы будут обсуждаться, то здесь спектр очень велик - от большого Ближнего Востока, который включает в себя и Афганистан, и Ирак, и Иран, до положения с правами человека в России, о чем уже говорил Джордж Буш, что он будет поднимать этот вопрос, будет обсуждать его с российским коллегой. Но пока детали саммита, также как детали передвижения по городу президентов, места, где они побывают, пока это все не выдается.

В смысле безопасности, то город сейчас просто оцеплен полицией, закрыты границы для въезда, например, грузового транспорта. Этот запрет продлится до 25 числа. А вот журналистам совершенно точно известно, что утром Джордж Буш будет выступать на центральной площади Братиславы, будет общаться с народом на этой площади. Чтобы вы представили себе, что здесь творится, журналистам предложно прибыть на это место от 8 до 11 часов утра, а телевидению предложено принести свою аппаратуру в 6 часов утра.

Андрей Шарый: Что касается так называемой гражданской активности. Джордж Буш проехал пол-Европы и всюду были демонстрации протеста в поддержку или протеста против политики США (в основном, против политики). Мы знаем настроение некоторой части европейской общественности в этом отношении. Ожидается ли что-то подобное в Братиславе относительно политики Буша или Путина, можно ли это как-то сейчас сказать?

Ирина Лагунина: Пока никаких демонстраций здесь нет. Трудно сказать, если кто-то завтра организуется. Здесь немножко по-другому все проходит. Например, сегодня здесь проходила конференция "Новые проблемы, стоящие перед демократией". На этой конференции была практически вся Восточная и Центральная Европа, все представители бывших советских республик. Политика Буша, политика России и возможности Запада повлиять на Россию, повлиять на этот регион обсуждались не на улицах, не в рамках демонстраций, а за столом конференции. Здесь были основные европейски мыслители сегодня.

Андрей Шарый: В Братиславе готовятся к российско-американскому саммиту. Завтра пройдет встреча Владимира Путина и Джорджа Буша.

Президент Буш накануне встречи с Путиным снова подверг критике российские власти за несоблюдение законности прав человека и свободы прессы. Однако подчеркнул, что для США очень важно поддерживать добрые отношения с Россией. Накануне саммита в Братиславе часто возникает вопрос - до какой степени Буш может оказывать давление на Владимира Путина? На эту тему корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов беседовал с экспертом из США.

Ян Рунов: Вот мнение вице-президента Вашингтонского Совета по американской внешней политике Илан Бермана.

Илан Берман: Это сейчас ключевой вопрос. Результаты встречи президента Буша с лидерами ведущих европейских стран внушают оптимизм. Стороны обоюдно заинтересованы в укреплении трансатлантического сотрудничества по всем фронтам - от Сирии, Ирака и Ирана до Северной Кореи. Начался активный процесс сближения США с европейскими союзниками, в этом процессе есть почетное место для России.

Но в то же время в США растет озабоченность отходом Кремля от демократизации, скатыванием к авторитаризму, что неприемлемо для сообщества демократических государств. Здесь перед президентом Бушем встает очень сложная задача - до какой степени можно критиковать Путина и требовать от него соблюдения норм демократии, не потеряв при этом в лице России ключевого партнера в войне с терроризмом?

Ян Рунов: Буш долгое время гордился своими дружескими отношениями с Путиным. Не оказался ли сам президент США под сильным давлением со стороны критиков России в Белом доме и в Конгрессе?

Илан Берман: Очевидна растущая критика в адрес России со стороны Конгресса, Госдепартамента и Совета по национальной безопасности США. Кремлевская практика закручивания гаек во внутренней политике вызывает естественную ответную реакцию не только в самой России, но и на Западе, и может нанести ущерб планам долгосрочных союзнических отношений США с Россией.

Президент США долгое время сопротивлялся давлению со стороны критиков России в Конгрессе, и сам удерживался от замечаний по поводу внутренней политики российского президента в обмен на сотрудничество в войне с терроризмом, особенно в Афганистане. Но теперь уже не только внутренняя, но и внешняя политика Москвы прямо противоположна политике США и Европейского Союза. Путин предпочел военно-стратегическое сотрудничество с Сирией и Ираном. Эти шаги дают мощный стимул для критики России со стороны США.

Ян Рунов: Судя по вашим словам, сейчас, с одной стороны, Буш оказался перед выбором увеличивать давление на Путина с тем, чтобы вернуть его в западное демократическое сообщество, но как бы не перегнуть палку, чтобы Россия полностью не перешла в лагерь Северной Кореи, Ирана, Сирии, а с другой стороны, Путин стоит перед тем же выбором - окончательно присоединиться к антизападному блоку и оказаться в изоляции, либо уступить давлению США и Запада и вернуться в лоно демократических стран.

Илан Берман: Я думаю, что теперь выбор за нами. Мяч сейчас на нашем поле, потому что президент Путин сделал свой выбор. Он уже избрал путь ограничения демократии, укрепление своей единоличной власти, сближение с антидемократическими режимами Ирана и Сирии. Теперь вопрос в том, зачет и сможет ли администрация Буша призвать Путина к ответу за эти действия.

XS
SM
MD
LG