Ссылки для упрощенного доступа

Последний день предвыборной кампании в Великобритании


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Наталья Голицына.

Андрей Шарый: В Великобритании сегодня последний день предвыборной кампании. Завтра - голосование в парламент. За места в старейшем европейском парламенте традиционно борются две главные политические партии - лейбористская и консервативная. Лейбористы одержали победу на двух предыдущих парламентских выборах, и находятся у власти уже 8 лет. Консерваторы, сменив лидера партии, которую теперь возглавляет Майкл Гоуард, надеются взять реванш.

Вот результаты последних сегодняшних опросов общественного мнения: 41 процент избирателей поддерживает политический выбор Тони Блэра, 27 процентов - у консерваторов и 23 процента у партии либеральных демократов. Корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына попросила прокомментировать завершающуюся предвыборную кампанию, возможные результаты голосования дипломатического редактора газеты "Таймс" Майкла Биньона.

Наталья Голицына: Господин Биньон, чем вы объясняете то, что главными темами предвыборных дискуссий в Британии стали исключительно проблемы внутренней политики?

Майкл Биньон: Это характерно почти для всех выборов. В большинстве западноевропейских стран выборы обычно сосредоточены вокруг одной или нескольких внутренних проблем - особенно часто вокруг проблем здравоохранения и экономики. Лейбористы надеются выиграть выборы благодаря достижениям в экономике. Консерваторам трудно ставить под сомнения эти достижения, поэтому в предвыборной борьбе они частично концентрируются на внешней политике, особенно на Ираке. И если бы у них были связанные с ней проблемы, они следовали бы той же политике, что и лейбористское правительство. Проблема Ирака вовсе не том, была ли Британия права, вторгаясь в Ирак, а в том, говорил ли Тони Блэр правду об Ираке, готовясь к войне.

Наталья Голицына: Консервативной партии удалось превратить предвыборную дискуссию об Ираке в дебаты о доверии лично Тони Блэру? Как вы полагаете, окажет ли это влияние на результаты выборов?

Майкл Биньон: Тори действительно заставили перенести дискуссию в русло личного доверия Блэру. Однако не думаю, что они смогут скомпрометировать Блэра темой войны. Такого рода обвинения могли бы исходить лишь от левого крыла лейбористских парламентариев, левой части сторонников лейбористкой партии или избирателей, поддерживающих либерал-демократов, которые в принципе выступают против этой войны.

Наталья Голицына: Почему всё же такие важные проблемы, как отношение к Европейской конституции, членство в ЕС или присоединение к зоне евро остались за пределами предвыборной дискуссии?

Майкл Биньон: Некоторые серьезные проблемы, в частности вами названные, вообще не обсуждались. Отчасти это вызвано тем, что эти проблемы вносят раскол в ряды ведущих политических партий. К примеру, консервативная партия расколота по вопросу об отношении к Европейскому союзу. Часть партии выступает за проевропейскую политику, а часть призывает к выходу Британии из Евросоюза. Соответственно в лейбористской партии часть ее (включая Тони Блэра) призывает к присоединению к зоне евро, а другая часть считает, что в этом нет необходимости или что время для этого еще не пришло. Так что, обе ведущие партии предпочитают отложить на будущее дискуссию по этим важным проблемам. Кроме того, они осознают, что большинство избирателей особенно не обеспокоены этими вопросами.

Наталья Голицына: В чем в таком случае принципиальное различие предвыборных программ лейбористов и консерваторов?

Майкл Биньон: Сами эти программы во многом необычайно схожи. Возможно, что один из самых интересных моментов этих выборов состоит в том, что идеологические различия между главными партиями весьма незначительны. В некоторых вопросах, к примеру, в таких как пенсии или улучшение системы образования, они придерживаются сходной политики. Различие состоит лишь в проблемах компетентности и менеджмента. Тори утверждают, что лейбористы впустую тратят огромные деньги, руководствуясь при этом политикой, которая, возможно и правильна в принципе, однако плохо реализуется. Лейбористы же настаивают, что они более компетентны, чем консерваторы, в действительно важных для избирателей вопросах здравоохранения, образования, социальных служб и правительственных расходов.

Одно из различий предвыборных программ этих партий еще и в том, что у консерваторов нет детально разработанных планов того, чем они займутся, если придут к власти. Их программа насыщена общими идеями и обобщенными предложениями, тогда как лейбористы, которые уже восемь лет находятся у власти, обладают гораздо более подробно разработанной программой.

Наталья Голицына: Похоже, что предвыборные программы не оказывают серьезного влияния на партийные рейтинги и что избиратели голосуют сейчас не за программы, а за лидеров партий.

Майкл Биньон: Такого рода тенденция действительно возникла в последние годы. Британские парламентские выборы становятся всё более похожи на президентские выборы в США, в которых доминирующими факторами стали личностные особенности и политика лидеров главных партий. Частично это относится и к нашим выборам, правда, с двумя любопытными исключениями. Во-первых, поддержка лейбористов довольно высока, несмотря на то, что многим избирателям лично Тони Блэр не нравится. Они считают, что он слишком давно находится у власти, что он стал высокомерен, не прислушивается к людям. Если судить по опросам общественного мнения, они ему не доверяют. И во-вторых, консерваторам трудно осуществлять какую-то индивидуальную, специфическую политику, и им поневоле приходится концентрироваться на своем лидере, потому что многие избиратели попросту не представляют, в чем состоит их программа.

Одно из изменений в атмосфере британских выборов также в том, что избиратели начинают обращать внимание на отдельных кандидатов на своих избирательных участках. Так что нередко либерал-демократ, консерватор или лейборист попадают в парламент только потому, что их партии выставили хорошего местного кандидата.

Наталья Голицына: Ваш прогноз результатов парламентских выборов?

Майкл Биньон: Последние опросы избирателей показывают, что лейбористы намного опережают консерваторов, а на последней неделе перед выборами это разрыв еще больше увеличился. Сейчас рейтинг лейбористов составляет около 40 процентов, у консерваторов - 30-33 процента и у либерал-демократов - около 22 процентов. Это плохая новость для консерваторов. Парадоксально, что при этом за последнюю неделю перед выборами усилилась критика руководящей роли Тони Блэра. Но даже при этом шансы его партии выглядят более обнадеживающими, чем в начале предвыборной кампании. Это также плохая новость для консерваторов, свидетельствующая что их предвыборная кампания оказалась неэффективной, не обеспечив значительной поддержки избирателей. Так что думаю, что в результате выборов лейбористы останутся у власти. Возможно, их большинство в парламенте слегка уменьшится, однако оно не сократится так значительно, как многие предполагали.

Наталья Голицына: Говорил дипломатический редактор газеты «Таймс» Майкл Биньон.

XS
SM
MD
LG