Ссылки для упрощенного доступа

Будет ли Россия участвовать в дальнейшем развитии событий в Киргизии


Программу ведет Александр Гостев. Принимает участие корреспондет Радио Свобода в Москве Любовь Чижова.

Александр Гостев: Парламент Киргизии рассматривает сегодня заявление об отставке смещенного президента Аскара Акаева. Дальнейшие события в Киргизии, очевидно, будут развиваться без российского вмешательства. Это мнение главного редактора журнала "Россия в глобальном мире" Федора Лукьянова. О том, как же будет развиваться политическая ситуация в Киргизии, с ним беседовала корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Как вы можете охарактеризовать нынешнюю политическую обстановку в Киргизии?

Федор Лукьянов: Нынешняя обстановка в Киргизии, конечно, значительно стабилизировалась после бурных событий, но, я думаю, что нас ожидают события, может быть, не такие, к счастью, но не менее оживленные, потому что фактически начинается избирательная кампания, определился вчера главный кандидат, главный фаворит. После оправдания Феликса Кулова, понятно, что, наверное, кандидатом №1 будет он. Как пойдет эта кампания, это вопрос отдельный, потому что политический плюрализм в Киргизии очень сильно замешан на клановых отношениях севера и юга страны, а это, как нам показывает опыт, всегда опасно.

Любовь Чижова: Как вы думаете, возможно какое-то вмешательство российских властей, Москвы в политические процессы, которые сейчас происходят в Киргизии?

Федор Лукьянов: Не думаю, потому что не очень понятно, что этим вмешательством хотели бы добиться. С точки зрения пророссийской направленности, по-моему, все стороны киргизского политического противостояния являются пророссийскими политиками, там нет антироссийских сил, это не Грузия, не Украина, где российский фактор мог играть такую разделяющую роль. А что касается попыток посредничать или как-то примирять, то события мартовские показали как раз, что Россия по каким-то причинам не хочет вообще никоим образом участвовать в этих событиях. На мой взгляд, это немного странно, потому что Россия как раз в данном случае имеет и возможности, и право содействовать тому, чтобы там ситуация была урегулирована. Но такое впечатление, что после ряда болезненных поражений в других республиках Москва просто не хочет вообще никак связываться с событиями в постсоветских странах.

Любовь Чижова: Ну а как события в Киргизии отразятся или уже отражаются на российско-киргизских отношениях?

Федор Лукьянов: Пока сказать трудно, потому что сейчас в Киргизии решаются внутренние вопросы, сейчас им, конечно, не до отношений с внешними партнерами. Я не вижу никаких оснований для серьезных изменений. Новые власти первым делом декларировали, что американская и российская военные базы, а это, собственно, главные геополитические объекты в Киргизии, останутся, никакого изменения отношений к ним не произойдет. Киргизская элита заведомо пророссийская. Киргизия, как государство, от России довольно сильно зависит и в экономическом, и прежде всего, пожалуй, в культурном плане. Поэтому вряд ли что-то изменится. Другое дело, что если там, не дай бог, случится какое-то неконтролируемое развитие событий и политическая борьба перерастет в иную форму, элементы этого мы видели в Бишкеке две недели назад, тогда, конечно, это скажется и на отношениях со всеми, потому что все сейчас, и Запад, и Россия, прежде всего озабочены одним - чтобы процесс передачи власти произошел легитимно и спокойно.

Любовь Чижова: Что вообще тогда меняется в Киргизии со сменой руководства страны?

Федор Лукьянов: Я бы сказал, что меняется мало. То, что мы видим на данный момент, это смена персоналий. Аскар Акаев, который в силу обстоятельств оказался фигурой непопулярной, и его ближайшее окружение, семья, клан, они потеряли власть. Но ведь немножко парадоксально, что то, из-за чего начались волнения, вот эти выборы, которые многие расценили, как несправедливые… Ведь в результате этот парламент вступил в силу. То есть получается, что вся эта коллизия была направлена только на одно, чтобы устранить лично Акаева. Ну, а в таком случае ожидать каких-то серьезных изменений, по крайней мере, в обозримом будущем не стоит. Когда появится новый президент, в июне, там может что-то произойти, но я думаю, что прежде всего во внутренней политике. Если предположить, что новым президентом станет Феликс Кулов, наверное, он попытается как-то справиться с коррупцией и придать какой-то стимул киргизской экономике. Конечно, любой президент Киргизии получит незавидное наследство.

XS
SM
MD
LG