Ссылки для упрощенного доступа

Юридическая история борьбы с московской пропиской


Женя Снежкина

Специально для сайта

В Московском городском суде рассматривается иск о признании незаконными правил регистрации, действующих в российской столице. Жители одного из московских общежитий требуют отменить существующую процедуру, считая, что они ущемляет их права на свободу передвижения и свободу выбора места жительства. Интересы 16 заявителей представляет адвокат Игорь Трунов. Этот процесс – далеко не первый суд в истории борьбы с московской пропиской.

Впервые прописка была отменена ещё постановлением Совета министров СССР от 8 сентября 1990 года № 907, которым были признаны утратившими силу 30 решений правительства СССР, запрещавших прописку и проживание отдельных категорий граждан в Москве, Ленинграде, Киеве, большом числе других крупных населенных пунктов, а также предусматривавших меры административной ответственности (вплоть до высылки) за невыполнение такого рода запретов. В тот же день Совмин принял решение о снятии грифов "секретно", "не для печати", "не подлежит оглашению" со своих постановлений и распоряжений, касающиеся прописки, опубликование которых ранее не допускалось. Однако это Постановление Совета Министров до настоящего времен не исполнено, а нормативные акты, не только не были опубликованы, но даже не были рассекречены. Символично, что само это постановление от 8 сентября 1990 года также не опубликовано до настоящего времени.

26 октября 1990 года Комитет Конституционного надзора СССР издал Заключение № 11(2-1), в котором тогда и Комитет признал, что положения о прописке ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора местожительства и должны быть устранены из законодательства путем его пересмотра с целью замены разрешительного порядка прописки регистрационным. Но это не помогло: необходимые меры к отмене или изменению положений о разрешительном порядке прописки приняты не были. Комитет отреагировал на это новым заключением от 11 октября 1991 года № 26 (2-1), в котором утверждалось, что положения о прописке утратят силу с первого января 1992 года. В действительность все эти нормативные акты продолжали действовать и после 1 января 1992 года.

25 июня 1993 года вступил в силу новый российский закон № 5242-1 «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах России», в котором прописка заменялась на регистрацию и вводились новые, не существующие ни в одной стране мира понятия «место жительства» и «место пребывания». В декабре 1993 года оба этих понятия перекочевали в новую российскую Конституцию. Но и этого оказалось недостаточно для отмены прописки. Во исполнение закона и Конституции правительство РФ издало «Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию (17 июля 1995 г. N 713). С этого момента прописку начали называть «регистрацией», а весь документооборот с не предусмотренными действующим законом домовыми книгами сохранился в первозданном виде. Фактически всё, что касалось порядка прописки, перекочевало в утверждённую приказом МВД от 23 октября 1995 г. N 393 инструкцию о применении правил регистрации.

В Москве с помощью этой инструкции милиционеры реально исполняли до сих пор секретное «Положение о прописке и выписке населения в городе Москве» от 25 июня 1964 года № 585 одновременно с постановлением правительств Москвы и Московской области от 4 февраля 1992 г. "О едином порядке прописки и выписки населения в Москве и Московской области" №51-8 (ВМ92-144). Через год было издано распоряжение мэра Москвы № 108-РМ « О введении в Москве регистрации граждан, постоянно проживающих за пределами России в границах бывшего СССР, либо не имеющих постоянного места жительства» и распоряжение правительства Москвы от «О введении особого порядке пребывания в Москве- столице России граждан, постоянно проживающих за пределами России», а также утвержден порядок рассмотрения вопросов регистрации (прописки) граждан, прибывающих на жительство в Москву на жилую площадь, принадлежащую им по праву собственности, что ни к федеральному закону, ни к Конституции не имело никакого отношения.

Интересна и судебная история прописки. С 1995 по 1998 годы прописка трижды становилась поводом для вынесения постановлений Конституционного суда РФ. Все они признавали неконституционными различные пункты правил регистрации. Однако ситуация не менялась.

Только за три года с 1995 по 1998 Верховный суд РФ вынес решение о признании недействительными некоторых пунктов правил регистрации, постановление "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" и пять различных определений, в которых так или иначе высказывался относительно незаконности процедуры регистрации.

Но московские власти выработали стойкий иммунитет к решениям судов: правила регистрации менялись еще до вступления решений в законную силу, причем менялись формально, для этого достаточно было изменить нумерацию пунктов или переставить местами несколько абзацев в документе, ничего не меняя по существу. После подобной правки юридически правила считались новыми, и процесс оспаривания правил регистрации можно было начинать заново.

«Идея Игоря Трунова о недопустимости региональных правил регистрации не нова, но до сих пор никому не удавалось доказать это в суде, – говорит юрист Давид Горелишвили. - Каждый раз дело ограничивалось констатацией, что региональные правила не могут противоречить федеральным, а федеральные Конституции.

Этот процесс неминуемо упрётся в то, что Закон «О праве граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах России» прямо увязывает возможность регистрации только в конкретном жилом помещении. В свою очередь Жилищный кодекс России также увязывает порядок признания помещения жилым в соответствии с региональными нормами и применительно к условиям местности. Иными словами, то, что на крайнем Севере является жилым помещением, в Москве жилым являться не будет. Причём в силу ст.ст. 71,72 Конституции эти вопросы относятся к ведению субъекта федерации. Вот и получается, что либо федеральный закон противоречит Конституции, потому что увязывает возможность регистрации с нормами, позволяющими считать или не считать помещение жилым, либо региональные власти могут издавать свои правила, так как именно они решают, что считать жилым, а что не считать жилым».

Справка

Постановления и определения судов

Конституционный суд РФ

Постановление Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н.Ситаловой"

Постановление Конституционного Суда от 4 апреля 1996 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы»

Постановление Конституционного Суда от 2 июля 1997 г. N 10-П «По делу о проверке конституционности частей первой, второй и третьей статьи 2 и части шестой статьи 4 Закона Московской области от 5 июля 1996 года "О сборе на компенсацию затрат бюджета Московской области по развитию инфраструктуры городов и других населенных пунктов области и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывающих в Московскую область на постоянное жительство»

Постановление Конституционного Суда от 2 февраля 1998 г. N 4-П «По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства России от 17 июля 1995 года N 713»

Верховный суд РФ

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия".

Решение Верховного Суда РФ от 20 июля 1998 г. "Некоторые пункты Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 г. (с изменениями и дополнениями), а также п.23 рекомендаций по применению Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета органами местного самоуправления»

Определение судебной коллегии (СК) Верховного Суда РФ от 22 апреля 1998 г. "В силу ст.71 Конституции Российской Федерации регулирование конституционных прав и свобод человека и гражданина является исключительной компетенцией Российской Федерации и, следовательно, не может быть передано Договором между органом государственной власти Российской Федерации и ее субъектом в их совместное ведение или в ведение субъекта Российской Федерации" (Извлечение)

Определение СК Верховного Суда РФ от 25 ноября 1997 г. "Отказ в регистрации гражданина по месту жительства на жилой площади, полученной в порядке наследования, по мотиву реконструкции или сноса дома неправомерен"

Определение СК Верховного Суда РФ от 30 октября 1997 г. "Решение об отказе в удовлетворении жалобы вынужденных переселенцев на действия паспортно-визовой службы отменено как постановленное с нарушением норм материального права" 33.

Определение СК Верховного Суда РФ от 3 января 1996 г. "Отказ в регистрации гражданина по месту жительства в принадлежащей ему на праве собственности квартире признан незаконным"

XS
SM
MD
LG