Ссылки для упрощенного доступа

Жертвами нападения на Нальчик стали 12 милиционеров и 12 мирных жителей


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Юрий Багров.

Андрей Шарый: В сегодняшнем нападении на здания, в которых размещаются силовые структуры в Нальчике, участвовали от 80 до 100 боевиков. Об этом сообщил заместитель генерального прокурора России Владимир Колесников. По его словам, 12 человек задержаны, дают показания, 20 убиты, два моджахеда блокированы в одном из центральных магазинов. Жертвами нападения на Нальчик, по уточненным данным, стали 12 милиционеров и 12 мирных жителей, десятки людей ранены. Колесников заявил, что нападение на город организовали Анзор Астемиров и Илесс Горчханов, которые находятся в розыске за нападение на здание Госнаркоконтроля в Нальчике в декабре прошлого года.

Ближе к вечеру было распространено сообщение газеты "Чеченское общество", главный редактор ее Тимур Алиев, ссылаясь на данные источника в управлении ФСБ, сообщил, что в Кабардино-Балкарии убит Шамиль Басаев. Официальное опознание не проведено, до завершения операции эта информация остается открытой, никаких подтверждений или, напротив, опровержений информации пока нет, поэтому комментировать в этом выпуске программы мы ее не будем, ограничимся только информацией газеты "Чеченское общество". По данным источника, на которые ссылается газета, акция боевиков началась еще ночью, планировался захват аэропорта в Нальчике с целью угона военного самолета. Однако, так или иначе, попытка захвата аэропорта оказалась неудачной, группа боевиков во главе с Басаевым была заблокирована, в результате он оказался убитым. Еще раз подчеркну, это информация газеты "Чеченское общество" со ссылкой на источник в управлении ФСБ, и пока нет подтверждения или опровержения этой информации.

На линии прямого эфира программы "Время свободы" наш специальный корреспондент на Северном Кавказе Юрий Багров. Весь день он следит за развитием событий в Нальчике.

Юрий, какова ситуация к концу дня? В последние часы были сообщения, что остались еще два очага сопротивления боевиков. Удалось ли их ликвидировать или ситуация еще там продолжает оставаться напряженной?

Юрий Багров: Ситуация продолжает оставаться напряженной, эти два очага уже в течение четырех часов пытаются ликвидировать. Одно место перестрелки находится в 3-ем ОВД города Нальчика, а второе место сопротивления - в магазине сувениров, оба находятся в центральной части города, и активная перестрелка идет там. В магазине сувениров, как сообщают в МВД, находятся примерно 7 человек, они удерживают в заложниках несколько женщин, причем двоим из них удалось оттуда бежать примерно 1,5 часа назад. И, как сообщается, в здании ОВД также удалось потеснить боевиков, и они сейчас находятся в двух-трех кабинетах, однако продвинуться дальше не удалось, боевики продолжают отстреливаться и удерживают несколько милиционеров в качестве заложников.

Андрей Шарый: Президент России Владимир Путин распорядился полностью блокировать Нальчик. Есть сообщения о том, что город блокирован с трех сторон. Вы много раз бывали в Нальчике, это сложно сделать с военной точки зрения?

Юрий Багров: Дело в том, что Нальчик по кавказским меркам достаточно крупный город, порядка 300 тысяч, и расположен он не на равнине, а некоторые его районы - в предгорьях. Полностью заблокировать такой город крайне проблематично, как и любой кавказский город. Тем более, северная часть Нальчика курортная, там множество санаториев, густые парки, леса, и именно с этой стороны очень сложно выставить какой-то надежный кордон. Туда подтянуты милицейские подразделения, подразделения Минобороны, но, насколько известно, об операции по блокированию, взятию в кольцо Нальчика говорить сложно. Дело в том, что в течение дня из Ингушетии и Северной Осетии перебрасывались в Кабардино-Балкарию дополнительные милицейские подразделения для блокирования каких-то проселочных дорог, для участия в этих операциях.

Андрей Шарый: В такие трагические дни, когда ситуация быстро меняется, информация меняется очень быстро и проверить ее крайне трудно. Поэтому, Юрий, я попрошу вас дать ваши данные о тех цифрах, которые я назвал в начале нашего включения, - от 80 до 100 боевиков участвовали в нападении, убиты 20 человек боевиков и 12 милиционеров, а также 12 мирных жителей. И 12 человек задержано. У вас есть какие-то другие данные или более менее совпадают цифры с вашими?

Юрий Багров: Данные о количестве боевиков крайне противоречивы. Изначально говорилось о 60 человеках, которые напали на объекты МВД, потом эта цифра поднялась, и в какой-то момент говорилось даже, что в операции по захвату зданий объектов МВД участвуют до 300 человек. В течения дня цифра менялась, но очевидно, что в операции участвовали более 100 человек, и это признают и в МВД Кабардино-Балкарии.

По поводу раненых, дело в том, что информацию нельзя получить из абсолютно всех республиканских и городских больниц. Только в областной больнице, как стало известно, находятся 12 человек, 12 трупов, мирного, гражданского населения, и 12 милиционеров, больше 100 человек ранены. Но эта информация была только из одной больницы. Некоторые лечебные учреждения находятся в северной части Нальчика, где всякие профилактории, санатории, и где сейчас идут, в том числе, перестрелки, и оттуда информации пока нет.

Андрей Шарый: Только что я записал интервью с чеченским политиком, бывшим представителем чеченского лидера Аслана Масхадова за границей, живущим в эмиграции в Лондоне Ахмедом Закаевым.

Господин Закаев, можете ли вы подтвердить или опровергнуть информацию о смерти Шамиля Басаева?

Ахмед Закаев: Нет, ни подтвердить, ни опровергнуть я это не могу. Но я могу допустить, что это специально выпущенная сотрудниками ФСБ "деза", чтобы отвлечь внимание журналистов и общественности от основной темы - как могло так произойти, что средь бела дня на Кавказе город Нальчик находился полностью под контролем сил сопротивления в течение нескольких часов.

Андрей Шарый: По вашим данным, кто несет ответственность за это нападение, кто его организовывал?

Ахмед Закаев: Насколько мне известно, после гибели Масхадова был сформирован Кавказский фронт, куда входят структуры тех военно-политических центров, которые существовали на протяжении последних 5-6 лет, - это подразделения Дагестана, Северной Осетии, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. И Кавказский фронт полностью введен в структуру вооруженных сил Чеченской республики Ичкерии, главнокомандующим которыми является Абдулхалим Сайдуллаев. По моей информации, сегодняшняя войсковая операция проведена именно силами этого подразделения.

Андрей Шарый: Как вы оцениваете цели нападения?

Ахмед Закаев: Я думаю, что это была как бы проверка с боем и подтверждение того, что раз сегодня российское руководство сделало ставку на силовое решение, это как бы их ответ. Но, к сожалению, на сегодняшний день ни российское руководство, ни лидеры республик Северного Кавказа не могут адекватно оценивать ситуацию, потому что они на самом деле стали заложниками собственной пропаганды и антинародной политики на Северном Кавказе.

Андрей Шарый: При этой операции гибнут люди, мирные жители, захвачены заложники.

Ахмед Закаев: Я думаю, что те, кто планировал эту операцию, попытались максимально снизить потери среди гражданского населения. Безусловно, война - это всегда потери и среди гражданского населения, и среди военных, поэтому чеченское руководство изначально выступало за мирное урегулирование российско-чеченского конфликта, отказ от силовых методов и решение этих проблем только политическими методами. И на сегодняшний день позиция чеченского руководства в этом отношении не изменилась, об этом неоднократно заявлял и преемник Масхадова Абдулхалим Сайдуллаев.

Андрей Шарый: Чеченский политик по телефону из Лондона.

К концу этого часа есть еще новость из Нальчика - это заявление президента Кабардино-Балкарии о том, что в Нальчике убито около 50 боевиков, 17 человек арестованы.

XS
SM
MD
LG