Ссылки для упрощенного доступа

Капитаны двух российских судов, задержанных норвежской рыбоохранной службой, отказываются подчиниться требованию инспекторов


Программу ведет Александр Гостев. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Анна Колчина и Алексей Крячков.

Александр Гостев: Капитаны двух российских судов, задержанных в понедельник норвежской рыбоохранной службой недалеко от архипелага Шпицберген, по-прежнему отказываются подчиниться требованию инспекторов и проследовать в норвежский порт. Норвежская сторона утверждает, что владельцы судов не уведомили ее в положенный срок о намерении вести промысел.

Вице-губернатор Шпицбергена заявил, что готов снять арест с кораблей, если получит гарантии оплаты ими штрафа. Вот что сообщил корреспонденту Радио Свобода Анне Колчиной пресс-секретарь Российского Агентства по рыболовству Константин Макеев.

Константин Макеев: Сегодня по состоянию на 12 часов московского времени оба судна находятся в тех же районах, в тех же координатах, что они находились и вчера, стоят на якорях. Капитаны судов, считая требования норвежской стороны неправомерными, отказываются выполнить их требования и следовать в норвежский порт для разбирательств. В настоящее время на борту судов находится от 5 до 7 инспекторов. Вчера на борту транспорта "Дмитрий Покрамович" находилось 13 инспекторов.

Сейчас проблема обсуждается МИДами двух стран. Мы надеемся, что в ближайшее время проблема будет разрешена, и российские суда смогут продолжить свою работу в Баренцевом море.

Анна Колчина: Как может развиваться ситуация дальше?

Константин Макеев: Мы уверены в том, что восторжествует здравый смысл, и с судов будет снят арест, и они смогут продолжить свой промысел, свою работу. Норвежцы, насколько можно судить из заявлений норвежских официальных лиц, предъявляют штрафы, правда, сумма не обозначена на текущий момент. Предлагают заплатить штрафы, то есть получить гарантии от судовладельцев об уплате штрафов, тогда суда будут отпущены. Сейчас я повторюсь, что МИДы двух стран вырабатывают общую позицию. Я надеюсь, что в ближайшее же время она будет выработана.

Анна Колчина: А что за международный договор начала прошлого века?

Константин Макеев: Речь идет о Парижском договоре по Шпицбергену 1920 года, подписанном 40-ка странами. В нем говорится о том, что воды вокруг Шпицбергена являются международными водами, то есть все страны-подписанты этого договора имеют там равные права. В 1977 году Норвегия в одностороннем порядке объявила 200-мильную зону вокруг Шпицбергена рыбоохранной зоной. 37 государств, включая Россию, это одностороннее решение Норвегии не приняли и не признают. Две страны согласились с норвежцами - это Канада и Финляндия. Парижский договор 1920 года действует до сих пор.

Александр Гостев: Тем временем, в Калининграде продолжается очередная встреча чиновников российско-норвежской комиссии по рыболовству. С подробностями корреспондент Радио Свобода Алексея Крячков.

Алексей Крячков: "Эпизод с траулером "Электрон" серьезно не повлияет на работу норвежско-российской комиссии по рыболовству". Эти слова были произнесены генеральным секретарем Министерства по рыболовству и береговым вопросам Норвегии Йорном Крогом в понедельник на открытии первого дня работы комиссии в Калининграде. На тот момент о задержании в зоне Шпицбергена еще двух российских рыболовецких судов было неизвестно.

По разным оценкам в год в тралы браконьеров попадает от 60 до 125 тысяч тонн рыбы. По мнению некоторых российских участников комиссии, глобально решить вопрос с браконьерством можно лишь на более высоком политическом уровне. В компетенции же комиссии - технические вопросы регулирования рыболовства. Что касается конкретного эпизода, то, по словам Анатолия Макоедова, директора Департамента рыбохозяйственной политики Минсельхоза России, уже на основании той информации, которая есть, можно сомневаться в виновности капитанов российских судов.

Анатолий Макоедов: Пока что у нас оценка ситуации такая, что наши рыбопромышленники никаких нарушений, которые им инкриминирует норвежская сторона, не совершали. Я говорю никаких, имея в виду те претензии норвежской стороны, которые сейчас мне стали известны. Возможно, есть какие-то другие претензии, возможно, есть какие-то другие замечания, но то, что мне здесь доложено, речь идет о передаче информации о предстоящей перегрузке. Насколько мне доложили, капитан судна своевременно, как и положено, более чем за сутки доложил в Российский центр мониторинга, что будет производиться перегрузка. Здесь никаких нарушений нет. Что там накапала норвежская береговая охрана, посмотрим.

Алексей Крячков: Впрочем, как признает Анатолий Макоедов, береговая охрана Норвегии не церемонится и со своими норвежскими рыбаками. Те, к такой жесткой ситуации привыкли и не шалят, в отличие от иностранцев. Кстати, помимо россиян у норвежцев несколько натянутые отношения и с некоторыми представителями исландской рыбной братией.

XS
SM
MD
LG