Ссылки для упрощенного доступа

Cтолицей Олимпийских игр 2012 года стал Лондон


Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Олег Винокуров, Семен Мирский, Дмитрий Савицкий, Ефим Барбан и Максим Ярошевский.

Кирилл Кобрин: В Сингапуре на сессии Международного Олимпийского комитета определена столица Олимпийских игр 2012 года. Ею стал Лондон. Напомню, что среди претендентов на проведение Олимпиады были Париж, Мадрид, Нью-Йорк и Москва. Я передаю микрофон спортивному обозревателю Радио Свобода Олегу Винокурову.

Олег Винокуров: Премьер-министр Великобритании Тони Блэр не смог задержаться в Сингапуре на время голосования: в среду его присутствие требовалось в Шотландии, на открытии саммита "большой восьмерки". Но за два предшествовавших дня он успел повстречаться со всеми влиятельными персонами Международного Олимпийского комитета, и на прощание сказал.

Тони Блэр: Это уникальная честь - выступить в качестве хозяина Олимпийских игр. Наряду с честью, это и величайшая ответственность, которую нужно разделить с Международным Олимпийским комитетом. Я заверяю вас, мы можем стать отличными партнерами.

Олег Винокуров: Эти слова Тони Блэра прозвучали так, словно он был уверен в победе Лондона. Но наверняка сердце британского премьера екнуло в тот момент, когда президент МОК Жак Рогг взял с расшитой олимпийскими кольцами подушечки заветный конверт и, вскрыв его, провозгласил.

Жак Рогг: Международный Олимпийский комитет имеет честь объявить, что 30-е Олимпийские игры состоятся в 2012 году в Лондоне.

Олег Винокуров: Эти слова Жака Рогга вызвали бурю радости в британской столице и горький вздох разочарования во французской. Париж, считавшийся едва ли не безоговорочным фаворитом, вновь, уже в третий раз подряд остался без Олимпиады. Об обманутых надеждах французов рассказал корреспондент РС в Париже Семен Мирский.

Семен Мирский: В Париже - грусть, граничащая с трауром. Тем более что французы - по не совсем понятным причинам - были на 95 процентов почти убеждены, что Олимпийские игры 2012 года пройдут именно в столице Франции. Более того, в пользу кандидатуры Парижа говорил тот факт, что последний раз Олимпийские игры на родине барона Пьера де Кубертена, то есть человека, возродившего дух Олимпиады в современной истории, проходили в 1924 году. Все французские медиа, политические деятели, самые известные кинорежиссеры, актеры, певцы (достаточно назвать имена Катрин Денев, Люка Бессона и так далее) впряглись в эту задачу, с тем чтобы на сей раз Олимпийские игры не прошли мимо Парижа. И вот произошло именно то, во что французы упрямо отказывались верить.

Олег Винокуров: Скептики идеи проведения Олимпийских игр 2012 года в Париже тут же напомнили о проблемах, с которыми столкнулись бы парижане, достанься право на проведение Олимпиады столице Франции.

Дмитрий Савицкий: Париж - столица Олимпийских игр - решение, которое и радовало, и пугало, порождало множество вопросов. Способен ли был Париж, столица забастовок и демонстраций, воздержаться на время игр от такой привлекательной возможности качать права и угрожать правительству? Уравновесило бы чувство национально гордости, вернее пересилило бы, желание воспользоваться моментом и, скажем, остановить работу транспорта? Этого никто не мог сказать.

Париж в последний раз принимал Олимпиаду в 1924 году, и с тех пор его возможности, конечно, многократно возросли. Но в то же время парижанин скептик думал о том, как Афины или даже Монреаль до сих пор расплачиваются за свои Олимпиады: Греция - национальным дефицитом в 6 процентов, Квебек - налогом 17 центов на каждую пачку сигарет. И никто не забыл наших скандалов, связанных с коррупцией. На презентацию французского проекта ушло уже 33 миллиона долларов, в один короткий фильм Люка Бессона бухнули 6 миллионов! На что? Для того чтобы показать Катрин Денев и Джонни Холлидей.

Таким образом, чувства парижан были раздвоены. Угрожал ли нам новый налог? Нам обещали, что нет, но у нас не верят обещаниям. А стройки? В какой ужас здесь всех приводят стройки! Короче, галльский петух рад был бы гордо прокукарекать, но что бы было дальше?

Олег Винокуров: В отличие от Семена Мирского, воочию наблюдавшего сцены разочарования на парижских улицах и площадях, наш лондонский коллега Ефим Барбан стал свидетелем всеобщего ликования в британской столице.

Ефим Барбан: Трудно передать энтузиазм, с которым встретили англичане известие о том, что британская столица станет столицей Олимпийских игр 2012 года. Перед объявлением Олимпийского комитета, сделанным в Сингапуре, на Трафальгарской площади в центре Лондона, у колонны Нельсона, собрались тысячи людей, размахивавшие олимпийскими флажками и национальными флагами, - и это несмотря на небольшой дождь. На эстраде находилась олимпийская сборная Британии. И надо сказать, что - видимо, в предчувствии победы Лондона - над эстрадой висел лозунг "Спасибо!" Видимо, это - благодарность Олимпийскому комитету за то, что он предпочел Лондон.

Надо сказать, что англичане, в отличие от французов, не были так уж самоуверенны и не ожидали, что Лондон будет предпочтен Парижу. Уже букмекерские ставки в Лондоне говорят о том, что большая часть людей ставила на Париж, Лондон был на втором месте. По всей видимости, эта неуверенность не была связана с тем, что британская столица не готова к Олимпийским играм 2012 года. Спортивные сооружения в Лондоне поражают своей значительностью, строится новый футбольный олимпийский стадион, причем не только футбольный, там будут проводиться и легкоатлетические соревнования, сооружаются и новые стадионы.

Не меньшую роль, видимо, сыграло и лоббирование харизматического британского премьера Тони Блэра, который два дня провел в Сингапуре, беседуя почти с каждым членом Олимпийского комитета. Его сопровождал капитан английской сборной по футболу Дэвид Бекхэм. И все это вместе взятое, особенно энтузиазм лорда Коу, который был олимпийским чемпионом в беге на средние дистанции и который работал с огромным энтузиазмом почти два года со своей командой по проведению Олимпийских игр 2012 года в Лондоне, - все это сказалось на решении Олимпийского комитета.

Олег Винокуров: А что же Москва? В пятерке финалистов она считалась аутсайдером и, что, в общем-то, совсем не удивительно, выбыла в первом же туре голосования. За ходом этого голосования на Васильевском спуске наблюдали десятки тысяч людей. С некоторыми из них удалось побеседовать корреспонденту Радио Свобода Максиму Ярошевскому.

Максим Ярошевский: К двум часам дня на Васильевский спуск, несмотря на жару и духоту, пришло около 50 тысяч человек. Многие держали в руках шарики с эмблемой олимпиады в Москве, и лишь самые смекалистые приходили с бутылками минеральной воды. Площадь разделили кордонами из рядовым внутренних войск и милиционеров. Накануне голосования я поинтересовался, а стоило ли Москве участвовать в борьбе за звание хозяина олимпийских игр 2012 года?

Житель Москвы: Я думаю, что не надо. Потому что даже та идея, которая была, - олимпийская река, чтобы перевозить всех олимпийцев по реке, - она все равно неосуществима на данный момент, на данном этапе развития города. Я считаю, что у города есть намного более серьезные проблемы, чем устраивать Олимпиаду, которую мы сейчас не можем ни потянуть, ни осилить.

Житель Москвы: Потянула бы, потому что спортивных объектов много уже. Было бы еще больше. Надо развивать все равно, готовиться к этому, развивать спорт в нашей стране.

Жительница Москвы: Я думаю, участвовать надо везде и всегда. А проиграл - ну, что же, значит, есть более достойные. В следующий раз выиграем. Чего-то не хватило, там виднее, специалисты не могут ошибиться.

Максим Ярошевский: Вам обидно?

Жительница Москвы: Да нет, вообще-то, не обидно. Сказать, чтобы совсем обидно, нельзя. Неплохо было бы, но, значит, в следующий раз.

Жительница Москвы: Москва была олимпийским городом, в 1980 году она себя показала в очень хорошем виде, лучше, чем все другие города. И сейчас, конечно, стоит.

Максим Ярошевский: Удивительно, но к началу голосования на площади перед сценой осталось на 10-12 тысяч человек меньше, чем за час до официального открытия (видимо дала о себе знать жара). Перед объявлением победителя многие в толпе скандировали: "Москва! Москва!" Группа молодежи развернула плакат "Нам нужна одна награда - чтоб пришла Олимпиада!". Итог - Лондон - восприняли по-разному.

Житель Москвы: Честно говоря, ожидали либо Париж, либо Москву. Лондона, конечно, никто не ждал. Но все равно победит сильнейший.

Житель Москвы: А что, нормально. Достойный соперник.

Жительница Москвы: Мы надеялись. Москва - лучшая! Москва - классный город, самый замечательный в мире! И вообще, у нас не особо жарко. А в Лондоне - дожди идут, противно, туман.

Максим Ярошевский: После объявления победителя организаторы шоу напрасно пытались остановить недовольную толпу, которая двинулась к метро. Планировалось, что праздник на Васильевском спуске продолжится. И действительно, на сцену вышел Олег Газманов, который сразу же исполнил, по его мнению, наиболее актуальную на данный момент песню "Я рожден в Советском Союзе, сделан в СССР".

Олег Винокуров: Как видим, единства среди опрошенных Максимом Ярошевским не было. Но и уныния особого не наблюдалось, что приятно.

Так что же теперь будет делать Москва или, если взять шире, Россия? Не расстанется ли она с надеждой заполучить к себе Олимпиаду - летнюю ли, зимнюю? Похоже, для многих российских спортивных и околоспортивных функционеров предвыборная борьба стала работой. А неплохая, согласитесь, работа: ездишь по миру за казенный счет, принимаешь высоких гостей, распоряжаешься баснословными суммами, практически не поддающимися учету, и, главное, в конце концов никакой ответственности. Олимпиаду-то не дали. И не надо. Даешь вечную предолимпийскую гонку!

XS
SM
MD
LG