Ссылки для упрощенного доступа

Способна ли национальная энергетическая система без сбоев работать в условиях сильных морозов?




Андрей Шарый: В Москве за минувшие сутки от переохлаждения скончались несколько человек, десятки госпитализированы. В нескольких регионах России из-за морозов произошли новые аварии в системах тепло- и энергоснабжении. Холдинг РАО "ЕЭС России" планирует сохранить режим ограничения потребителей Московского региона на следующей неделе, в случае сохранения сильных морозов. Сообщил сегодня глава этой организации Анатолий Чубайс. А сильные морозы сохранятся. В целом в России, по словам Чубайса, "ситуация с энергообеспечением также остается беспрецедентно тяжелой". Способна ли национальная энергетическая система без сбоев работать в таких условиях? Об этом с бывшим заместителем министра энергетики России Виктором Кудрявым беседовал обозреватель Радио Свобода по вопросам экономики Иван Трефилов.


Иван Трефилов: Сейчас обещают, что холода в России продержатся еще всю следующую неделю.



Виктор Кудрявый: Говорят до 1-го числа, да.



Иван Трефилов: На ваш взгляд, энергосистема страны, в частности, Москвы, способна выдержать такие нагрузки? Если неспособна, в чем причина? Что происходит сейчас?



Виктор Кудрявый: Энергосистема способна выдержать. Мы уже сейчас видим, что оборудование "Мосэнерго" работает даже с перегрузкой. Персонал эти тяжелые режимы спокойно проходит. Это касается и оборудования ТЭЦ (электростанций), и оборудования электрических сетей и, что для меня особенно важно, и оборудование тепловых сетей. Потому что повреждение тепловых сетей (магистрали в Москве крупные) сразу автоматически ведет к большому набросу нагрузки. Понятно, гражданин не получает тепло (крупная магистраль - это примерно 1 миллион киловатт), он вынужден, чтобы согреть своих детей, стариков, больных, лезть в розетку и включать. Системный провал заключается в том, что потеряны резервы. В этом тяжелом режиме Москва работает без резервов. Это недопустимая вещь.


Нет единого комплекса, где легче бы решались все задачи. Она разделена на многие части. Диспетчерское управление в "Мосэнерго" ликвидировано и переведено на верхний уровень к системному оператору. Они сейчас немножко притерлись, но, в принципе, это ненормально. Слишком много получается имущественных и корпоративных барьеров на пути диспетчерских команд. Вот такие системные вещи, главная из которых - потеря резервов, это говорит о том, что если будет повреждаться один элемент, то он может вызвать цепную реакцию. Отсутствие резервов привело к этому. Это не персонал виноват. Это виновата та инвестиционная политика. В платежеспособном регионе, который аккуратно 6 миллиардов рублей каждый год выплачивал РАО "ЕЭС России" как абонентную плату, как инвестиционную деятельность, не имел адекватного возврата к себе.



Иван Трефилов: Вы хотите сказать, что деньги РАО "ЕЭС" получал, но почему-то не инвестировал в развитие генерирующих мощностей?



Виктор Кудрявый: Да. Они инвестировали, они вкладывали в Бурейскую, вкладывали в Богучанскую, вкладывали во вторые блоки и другие блоки, а не туда, где наиболее напряженный момент. Грубо говоря, 1 мегаватт - 1 тысяча долларов - это не у нас, а за рубежом. Построены сейчас новые мощности со значительно большими затратами. А рядом с Москвой, допустим, сейчас всего за 400 километров даже меньше Костромская ГРЭС. Это жемчужина нашей энергетики. Там сегодня 1 миллион мощности в резерве. Если бы было построено сетевое оформление выдачи мощности, то есть линии, трансформаторы, подстанции здесь в Москве, то вот этот 1 миллион бы мы имели здесь. Мы бы сегодня спокойно с вами проходили бы. Это было бы кратно дешевле. В той же "Мосэнерго" 3 года назад поврежден блок 300 тысяч киловатт на Каширской ГРЭС. Чтобы его восстановить, надо в 5 раз меньше средств, чем на новое строительство. За три года его не восстановили. Это провал не машинистов котлов и турбин, а это провал инвестиционной политики. Это провал менеджмента.



Иван Трефилов: У вас есть сегодня данные о том, в каких регионах России, кроме Москвы, ситуация с энергоснабжением наиболее критична?



Виктор Кудрявый: Эти регионы, по-моему, называл не так давно Анатолий Борисович Чубайс. Он обвинял регионы, которые слишком быстро развивают свою экономику. Вот, мы работаем по энергетической стратегии. Надо было за 5 лет прирост энергопотребления иметь на 50 миллиардов киловатт-часов, а вот такие плохие регионы как Московская область и город, Тюменская, Ленинградская, Белгородская и еще некоторые дали прирост энергопотребления на 73 миллиарда киловатт-часов! Конечно, мы на это не рассчитывали. Кто же так утвердил эту концепцию, которая такая плохая? Я был поражен. Представляете, рыночник до мозга костей сказал бы: "Господа, у меня стали больше покупать продукцию. Что же это такие сволочи делают. Я не буду эту продукцию делать". Если у тебя покупают продукцию, радуйся и ее продавай.


Во-вторых, он же умалчивает о колоссальных резервах, которые на поверхности лежат. За эти годы (за эти 7 лет) потери в сетях выросли на 40 процентов. Это примерно 45 миллиардов киловатт-часов мы просто теряем в сетях из-за режимов. Чтобы передать мощность, ее надо трансформировать с низкого на высокое, передать линии электропередач, на многие километры пройти, трансформировать, довести до потребителя. Так вот транспорт электрический, как и любой, требует затрат. Три года мы вместе - Минэнерго и город - уговаривали РАО и "Мосэнерго" развивать мощности. Сказали - надо 5 миллионов до 2010 года. Что нам в ответ дружно отвечали? Больше 1 миллиона не будет. Теперь они уже отвечают другое. Но время-то уже упущено, правда? Было видно уже по набору потребления, какие нагрузки появятся в Московском регионе. Когда специалисты говорили - вы свои-то нагрузки пересчитывайте до минус 26. Нельзя же взять теплую зиму, сказать, что всего 12 миллионов киловатт потребления и на это надо ориентироваться. Надо брать расчет на температуру минус 26 для нашего пояса.


XS
SM
MD
LG